При формировании понятий необходимо организовывать деятельность учащихся по усвоению двух основных логических приёмов: подведение под понятие и выведение следствий из факта принадлежности объекта понятию.
Действие подведения под понятие имеет следующую структуру:
Выделение всех свойств, зафиксированных в определении.
Установление логических связей между ними.
Проверка наличия у объекта выделенных свойств и их связей.
Получение вывода о принадлежности объекта объёму понятия.
Выведение следствий – это выделение существенных признаков объекта, принадлежащему данному понятию.
В методике выделяют три пути введения понятий:
Конкретно-индуктивный:
Рассмотрение различных объектов как принадлежащих объёму понятия, так и не принадлежащих.
Выявление существенных признаков понятия на основе сравнения объектов.
Введение термина, формулировка определения.
Формирование умения подводить объект под понятие и выводить первичные следствия.
Абстрактно-дедуктивный:
Введение определения учителем.
Рассмотрение особых и частных случаев.
Формирование умения подводить объект под понятие и выводить первичные следствия.
При введении понятия первым путём учащиеся лучше понимают мотивы введения, учатся строить определения и понимать важность каждого слова в нём. При введении понятия вторым путём экономится большое количество времени, что тоже не маловажно.
3) Комбинированный. Используется для более сложных понятий математического анализа. На основе небольшого числа конкретных примеров даётся определение понятия. Затем путём решения задач, в которых варьируются несущественные признаки, и путём сопоставления данного понятия с конкретными примерами продолжается формирование понятия.
Информация о ообразовании:
Особенности
формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи
Постепенно данные слова можно вводить во фразу. Примеры небольших фраз-чистоговорок приведены в лексическом материале данной книги. Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихи не более чем в две ст ...
Педагогический такт как компонент творчества учителя
педагогический такт гуманистический учитель Ещё А.С. Макаренко охарактеризовал педагогический акт, как творчество учителя. И как любое творчество отличается от монотонной и однообразной, ремесленной работы своей ситуативностью, алертностью в реагировании на непредсказуемые сложные обстоятельства, т ...
Обучение звуковой речи
Основные положения этого метода заключаются в следующем: 1) необходимость систематического обучения в школах; 2) письмо и речь идут рука об руку; 3) обращается внимание на техническую, грамматическую (формальную) и материальную сторону языка; 4) при прохождении материальной стороны надо руководство ...