Понятие «способности» используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие усваивают ЗУНы. Термин «способности» неоднозначен. Определение «спо-ей» можно предст-ть в следующей классиф-ии: 1.спос-ти-св-ва души чел-ка, понимаемые, как совокупность всевозможных психических процессов и состояний (не исполь-ся). 2.спо-ти пред-ют собой высокий уровень развития общих и спец. ЗУНов, обеспеч-х успешное выполнение чел-ом различных видов деят-ти (18-19в). 3.сос-ти-то, что не сводится к ЗУНам, но объясняет (обес-т) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Значительный вклад в разработку спо-ей внёс Теплов. В последнем понятии, по его мысли заключаются 3 основные идеи: 1. спос-ти- индив-но-псих-е особ-ти. 2.спос-ти- особенности успешного выполнения к-л деят-ти. 3. спо-ть не содится к тем ЗУНам, кот. уже выработаны у данного чел-ка. Умение- спо-ть выполнять опред-е действия, с хорошим кач-ом, и успешно справлятся с деят-ю, включ. эти кач-ва. Навык-доведённое до автоматизма умение. Рассм. классиф. спос-ей. Различают природные и специф-е спос-ти. Прир-е-явл общими спос-ти у чел-ка и животных. Такими явл восприятие, память, мышление. Эти спос-ти связаны с врождён-ми задатками. Общие спос-ти включ те, кот опред-ся успехи чел-ка в самых различных видах деят-ти. Спец спо-ти опред-т успехи чел-ка в специф-х видах деят-ти (муз-ые, матем-е, техн-е), для осущест-я кот нужны задатки. Теорет и практ-е спос-ти отлич-ся тем, что первые предопределяют склонность чел-ка к абстрактно-теорет-м размышлениям, а вторые-к конкретным действиям. Учебные и творческие спос-ти отлич друг от друга тем, что первые опред-т успешность обучения и воспит, усвоение чел-м ЗУН, формирование кач-в лич-ти, вторые- создание предметов матер-ой и дух-ой куль-ры, т.е. индив-ое творч-во. Спос-ти к общению, взаимод-ю с людьми, а так же предм-но-деятельнос-е или предм-но-познав-е-соц обусловлены. Предм-но-деят-е-спос-ти межлич-го восприятия и оценивания людей, спо-ти входить в контакт с различ людьми. Предм-но-поз-ые именуются спос-ти к различным видам теорет и практ деят-ти. Межлич-ое спос-ти имеют не меньшее знач-е. Без владения речью как сред-ом общения, умения адаптир-ся к людям, взаимодейств-ть с ними, нормальная жизнь и псих-ое рав-е было бы невозможно. Сп-ти не только совместно опред-ют успешность деят-ти, но и взаимод-т друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание различ высокоразв-х спос-ей наз-ют одаренностью,эта хар-ка относится способному ко многим видам деят-ти. У чел-ка есть 2 вида задатков: врождённые и приобретённые. Все спос-ти в процессе раз-ия прох-ят ряд этапов. Чтобы спос-ть поднялась в своём раз-ии на более высокий уровень, необх-ма чтобы она была достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний уровень по отнош-ю к высокому уровню выступает в виде задатка. Задатки обуславливают некот индив-ые особ-ти формир-ия спос-ей.Зависимость раз-ия спос-ей от задатков изучает псих-я индив-х различий. Индив-ые раз-ия порождаются многочисл и сложными взаимод-ми м/у наследс-ю индивида и его средой. Влияние среды, как и возд-ие насл-ти, начинает прояв-ся уже при рождении реб-ка. Были пров-ны иссл-ия, в рез-те кот-х выяв-но, что влияние среды на псих-ое и повед-ое раз-ие индив-да более сильное, чем возд-ие насл-ти. Много внимания изучению инди-х разл-ий детей было уделено в иссл-х Теплова. Он устанавливал- сущ-ют ли врождённые типы высшей нервной деят-ти и чем они опред-ся. Здесь проверялась гипотеза, что генетически обусловленым фактором явл тип нервной сис-мы. Но св-ва нерв сис-мы не предопредел-ют псих-ие кач-ва и формы поведения чел-ка, и их по этому нельзя рассм как задатки к развитию спос-ей.
Соц спос-ти- это высшие, культурно обуслов-ые спос-ти, свойст-е лишь чел-ку. Они формир-ся и разв-ся иначе, чем те кот имеют явно выраженные биол-ие задатки. Условиями раз-ия соц спос-ей явл: 1. наличие общ-ва, соц-но культ-ой среды. 2. отсутие прир-ых задатков к пользованию соотв-ми пред-ми. 3. необ-ть участия в различных сложных видах чел-ой деят-ти. 4.наличие с рождения вокруг чел-ка людей обладающих необх-ми ему спос-ми.5.отсут-ие у чел-ка жестких сруктур пов-ия типа врожд-ых инстинктов. Эти условия необ-мы для превр-ия чел-ка в соц сущ-во, приорет-ее и развив-ее в себе спос-ти. Соц-куль-ая среда позв-ет разв-ть спос-ти. Необход-ть включения в специф-и челов ие выды деят-ти с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии у детей нужных для них спос-ей, а затем создают у них потребности в самос-ом приоб-ии этих спос-ей.
Информация о ообразовании:
Формы, методы, приемы работы с учащимися при изучении русского
кинематографа
В сегодняшних школах деятельность учащихся по усвоению материала осуществляется в разнообразных формах обучения. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охва ...
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Прои ...
Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
В рамках Недели географии важное место могут занять игровые формы мероприятий. В психологии, дидактике, методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игру можно определить как эпизодическую форму организации внеклассной деятельности, прием обучения, направленный на моделирование реальной ...