Конфликт- столкновение против-но напр-х несовм-х др. с др. тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в отн-х м/у индивидами или группами, связ-х с острыми эмоц-ми переж-ми. Внутр-е причины конф-та: потр-ти лич-ти и опасения по поводу возможности их удовл-я. Стр-ра:1. в социологии: участники, стороны конф-та, предмет разногласий, конф-я ситуация, инцидент.2. в псих-й науке: выделяют конф-ю ситуацию и инцидент. Конф-я ситуация склад-ся постеп-о, её сост-е-участники и предмет разногласий. Инцидент-открытое, осознаваемое участниками столкновений по овладению предметом конф-та. Конф-я ситуация может и не дойти до инцидента. При отсут-ии одного из 4-х компонентов конф-та быть не может. Функции: 1. конф-я и социология выделяют: сигнальную, привл-ую внимание к неблагоп-ю в отн-х сторон, информац-ую, дающую инф-ю о возможных причинах разногласий, дифференцирующую (в конф-те происходит поляризация сил: кто за кого), динамич-ю (конф-ое взаимод-е хар-ся более стремительным темпом соц-х изиенений). 2.в псих-й науке выд-т 3 функции: разрушительную,вкл-ю негативные порсл-я конф-та, созидательную, состоящую в преодалении трудностей, диагнос-ую, обнаружение прчин и мотивов. Виды конф-в расп-ны по предмету разног-й и по направ-ти. 1. по предмету: а) по поводу вещей (предметные конф-ты)- игрушка, премия и т.д. б) по поводу эмоций (ревность, зависть). в) по поводу нрав-х ценностей (справедливость, честность) – данный вид конф-та самый глубокий и боле открытый по сравнению с др. 2. по напр-ти: а) внутриличностные конф-ты-состоит в стол-ии различных личностных образ-ий (мотивов, целей) и предст-й в сознании индивида соотв-ми переживаниями. Мясищев предл-л типологию внутр-х конф-в: 1. истерический-конф-т м/у уровнем притязаний «хочу» и «могу».2.невростенический-конф-т м/ у «должен» и «могу», кот отраж-т завышение требования к себе.3.обсессивно-психостенический-конф-т м/у «должен» и «хочу»-выбор м/у влечениями и нормой жизни. Выд-т виды внутр-х конф-в:1. мотивационные конф-ты (изучал К. Левин)-когда одна цель м.б. одинаково привлек-на и непривл-на. 2. когнитивные конф-ты (изучал Фестингер)-вызванный не совместимостью 2-х знаний, н-р он мой друг и друзья так не поступают.3. ролевые конф-ты-они прдст-ны: а) конф-м м/у треб-ем и возможностями роли: б) двумя трдно совместимыми ролями. б) межличностный конф-т – конф-т м/у собст-ми и вынужденными силами, м\у потр-ми лич-ти и внешней вынуждающей средой. Межл-е конф-ты можно набл-ть у детей в возрасте 1-2 лет в основном из-за игрушек. В ср-м дош-м возрасте причиной может стать распределение ролей в игре, в старшем дош-м из-за правил игры. Подростки могут спровоц-ть конф-т в семье из-за «поиска пределов допустимого» поведения. Важно формировать позитивные чув-ва к ближнему. в) межгрупповые конф-ты-могут быть обусловленны реальным конф-м интересом различных групп. Разрешение межгр-х конф-в зависит от сложившихся отн-й м/у ними. г) м/у лич-ю и группой (бойкот члену группы). Подходы к анализу причин конф-та: 1. психодинамический-близок псих-м. Основные хар-ки стр-ра и динамика. В динамике конф-т прох-т этапы: а) возникн-е конф-ой ситуации. б) осознание ситуации как конф-ой. в) конфл-ое взаимод-ие, выбор стратегии реагирования. г) разрешение конф-та и его исход. Динамика описывает что происходит и как.2. поведенческий- складывается под влиянием различных условий: распред-ие власти, конкуренция м/у партнерами.3. когнитивный-отражает уровень развития лич-ти (семейный и производственный конф-т). Для управ-я конф-м вначале необх-мо правильно его оценить. При анализе конф-та заслушиваются обе ст-ны, выяс-ся послед-ть их действий, мотивы и ожидания: конфл-г использ-т технику активного слушания. Затем треб-ся организ-ть общение конфл-х ст-н, чем можно опред-ть существо конф-та, и попытаться создать климат взаимного сотруд-ва и доверия, что послужит и профилактикой дальнейших конф-х ситуаций. При управ-ии конф-й ситуации след-т ориент-ся на 5 принципов:1.пр-п профилактики конф-в (устранение предмета разногл-ий).2.пр-п нейтральности сторон, иначе может произойти разрастание конф-та.3.пр-п системности анализа конф-та (учет объктивного и субъек-го фактора).4.пр-п заинтересованности в пед-х посл-х конф-та: использ-е его для нравст-го опыта.5.пр-п исключения односторонней ответственности за возник-ие конф-та, показать «вклад» каждого в развитие конф-та. Процесс разрешения конф-та. 1 этап.Представление и правила работы: а) представиться, б) спросить спорящих хотят ли они чтобы им помогли, в) попросить их выразить согласие с группой правил (не перебивать, быть честными, не драться). 2 этап. Определ-е проблемы: а) выбор кого спросить первым, б) дать высказаться каждому, в) задать дополнительные вопросы. 3 этап. Поиск решений: помочь конфлик-м прийти к взаимоприемл-му решению. При разрешении конф-та проиграть или выиграть должны оба. Типы поведения: 1.конструктивное поведение (смена программы достижения цели при невозможности её достичь, анализ причин конф-та и собст-х неудач, поиск путей их устранения, формир-е новой тактики поведения).2.защитное –пассивное по отношению к предмету конф-таи поставленной цели. Фишер и Юри разраб-ли метод принципиальных переговоров, кот сводится к 4 основным положениям:1.люди-разграничение м/у предметом и участниками переговоров.2.интересы-сосредоточение не на позициях людей, а на интересах,позиция может меняться.3. варианты-необх-мо очертить круг возм-й, уступок, альтернатив.4.критерии- рез-т должен основ-ся на обък-ой норме, справедливых критериях. В переговорах может учав-ть и медиатор-посредник. Цель посреднич-ва-предотвращение насильств-х действий в конф-х ситуациях.
Информация о ообразовании:
Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко
Феномен Макаренко начался с 1920г., когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное – он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет Антона Семеновича. Его те ...
Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными
системами
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. Школа яв-ся важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Еди ...
Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...