Понятие «способности»

Страница 5

Ещё Аристотель ввел понятие воли в сис-му катег-й науки о душе для того, чтобы объяс-ть к.о. поведение чел-ка реал-ся в соот-ии со знанием, кот лишено побудительной силы. Воля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Один из признаков волевого акта явл в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализации. Воля предпол-т борьбу мотивов. Поэтому признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Воля предполагает самоограничение, сдерж-е сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным целям, умение подавлять возникающие желания и импульсы. Ешё один признак хар-ра действия или деят-ти, регулируемой волей,-наличие продуман-го плана их осущ-я. Действие не имеющее плана нельзя считать волевым. Признаками волевого действия явл усиленное внимание к такому действию и отсут-е непосред-го удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоц-го, а не морального удовлет-я. Нередко усилия воли направ-ся чел-м не столько на то чтобы победить и овладеть обст-м, сколько на то чтобы преодалеть самого себя. Это хар-но для людей импульс-го типа, неуравнов-х и эмоц-но возбудимых. Ни одна жизненая проблема чел-ка не решается без участия воли. Судьбу псих-х исслед-й воли Иванников, соот-т с борьбой двух трудно соглас-х друг с другом концепций чел-го поведения: реактивный и активный. Согласно первой, поведение чел-ка предс-т собой реакции на различные внутренние и внешние стимулы. Согласно другой концепции поведение чел-ка понимается как изначально активное, а сам он рассмат-ся как наделенный спос-ю к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция необх-мы. Селиванов определяет волю как сознательное регулирование чел-м своего поведения, выраж-е в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. Когда субъкт стал-ся с необх-ю преод-ть самого себя, его сознание на время отрывается от объкта, и перек-ся в плоскость субък-х отн-й. При этом осущес-ся сознат-я рефлексия на разных уровнях:1. осознание субъектом своих способов действий.2. активное изменение функц-я психики и способ его преобразования Влевая регуляция деят-ти-сознательное, опосредов-е целями и мотивами предметной деят-ти создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности. Функцией волевой регуляции явл повышение эффект-ти соответ-й деят-ти, а волевое действие предстает как сознательное, целенап-е действие чел-ка по преодалению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых училий. На лич-м уровне воля проявляется в таких св-х как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Их можно рассм-ть как первичные волевые кач-ва лич-ти. Волевого чел-ка отл реш-ть, смелость, уверенность в себе; вторичные кач-ва. Третья группа кач-в, кот связанны с морально-ценностными ориентациями-ответственность, дисципл-ть, обязательность.Волевая регуляция необх-ма для того чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над кот-м размышляет чел-к. Воля участвует в регуляции практически всех основных псих-х функций: ощущени, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Волевая регуляция может включиться в деят-ть на любом из этапов её осущ-я: инициации деят-ти, выбора ср-в и способов её выполнения, следование намеченному плану или откланение от него , и контроля исполнения. Особ-ть включения волевой регуляции в начальный момент осущест-я деят-ти состоит в том, что чел-к, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализ-т их. Воля в выборе действия прояв-ся в том, что сознательно отказав-сь от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный. Влевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что чел-к сознательно заставляет себя проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желаний почти не осталось. При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потр-ми, м/у этими потр-ми и сознанием чел-ка склад-ся особые отн-я. Развитие волевой регуляции поведения у чел-ка осущ-ся в нескольких напр-ях. С од ст это преобраз-е непроизвольных пси-х процессов в произвольные, с др.-обретение чел-м контроля над своим пловедением, с третьей-выработка волевых кач-в лич-ти. Ешё одно направление в развитии воли проявляется в том, что чел-к сознательно ставить перед собой всё более трудные задачи и преслед-т всё более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени. Развитие воли у детей соотносится с обогащентем их мотивационной и нравст-й сферы. Мотивация поступка, в кот вкл-ся волевая регуляции, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Совершен-е волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интелл-м развитием. Поэтому воспитывать волю ребенка в отрыве от его общего псих-го развития практически невозможно. Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, каждый вид игровой деят-ти вносит свой вклад в совершенствование волевого процесса (конструктивные, сюжетно-ролевые, коллективные). Учение, появ-ся в последние годы дошкольного детства, и превращ-ся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции плознав-х пороцессов. Диагностика эмоц-х состояний: осущ-ся с пом-ю психофизиол-х методик регистрации вегетат-х проявлений: частоты пульса, дыхания, прочее, в сочетании, с методиками суб-го оценивания испы-м своего псих-го сост-я, самочув-я и настроения, с проективными методиками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Приемы работы над беспереводным пониманием читаемого
Понимание является решающим моментом чтения. Понять текст -значит сделать его содержание своим достоянием, познать мысли, чувства и волю автора, сделать для себя выводы и поступать соответственно им. Тексты, с которыми имеют дело учащиеся, прежде всего различаются по своей информационной насыщеннос ...

Методы педагогических исследований
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования. Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической деятельности, педаго ...

Особенности проявления лексических ошибок в речи исследуемого контингента
Далее мы рассмотрим наиболее выраженные ошибки допущенные учащимися при выполнении различных типов заданий (будем рассматривать средние значения менее 0,5, так как, по нашему мнению это отражает наиболее выраженные затруднения при работе с материалом). Проанализируем наиболее часто встречающиеся ош ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru