Методика 4. Изучение общей самооценки (А.И. Липкина)
Цель: выявить уровень общей самооценки.
Организация: в индивидуальной беседе ребёнку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружочка.
Инструкция: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает воспитателя, второй – тебя самого, третий – твоего товарища, называется фамилия, имя. От каждого надо опустить вниз линию; от того, кто самый глупый – самую короткую; от того, кто средний – среднюю».
Адаптируем: «Вот круги. Сколько? Одинаковые?» Экспериментатор рисует последовательно линии от кружков и объясняет: «Длинная линия – это самый умный, самый хороший. Короткая – это самый глупый, плохой. А это (средняя) – чуть-чуть умный, чуть-чуть хороший». На виду у ребенка подписываем каждый кружок: имя самого ребенка из группы, с которым он больше общается.
Обработка и интерпретация результатов: по длине линий определяется уровень самооценки детей.
1) Низкий уровень развития самооценки (самая длинная линия) – отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. У ребенка идеализированное представление о своей личности, о своих возможностях; он игнорирует свои неудачи ради сохранения привычной самооценки, своих дел и поступков.
2) Средний уровень развития самооценки – допустимый, но в то же время указывающий на недостаточно развитое чувство самооценки, где диапазон идеалов узок и содержательно беден. Позиция ребенка – я многого не умею, да этого и не надо.
3) Высокий уровень развития самооценки – адекватная и социально желательна самооценка, где ребенок стремиться и высоко ценностным идеалом, либо к реально возможным и досягаемым.
Методика 5. Оценочный тест (по И.В. Кривонос)
Цель: Выявить оценку себя по критериям: рост, ум, доброта.
Детям предлагается оценить себя по следующим критериям: ум, смелость, доброта, счастье, рост, здоровье. Необходимо ответ по шкале оценок (каждому показателю шкалы соответствуют баллы):
- самый умный (добрый, высокий) |
1 б. |
- очень умный |
2 б. |
- умный |
3 б. |
- более или менее умный |
4 б. |
- не очень умный |
5 б. |
- глупый |
6 б. |
- самый глупый |
7 б. |
Затем проводится беседа, в ходе которой выясняем: почему ребенок не выбрал крайние оценки.
Адаптация для детей дошкольного возраста с нарушением слуха, берем лишь критерии: ум, рост и доброта, т.к. другие личностные характеристики пока детям не знакомы.
Шкалу тоже изменяем (детям с нарушением слуха такие степени оценки недоступны):
- очень умный |
2 б. |
1 |
- умный |
3 б. |
2 |
- глупый |
6 б. |
3 |
- самый глупый |
7 б. |
4 |
Обработка:
Для удобства приводим результаты в таблицу.
Имя ребенка |
Ум |
Доброта |
Рост |
Сумма баллов |
Средний балл | |
№ | ||||||
Информация о ообразовании:
Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового
возраста в процессе развития самостоятельности
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить психолого – педагогическую характеристику младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной ...
Использование технических средств обучения на уроках
иностранного языка
В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства (кинопроекционные аппараты, диапроекторы, кадропроекторы, кодоскопы, фильмоскопы) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может ...
Содержание учебного материала как источник познавательного интереса
Для реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержание учебного материал, необходимо при подготовке к учебному году, составления перспективно -тематических планов, планов уроков с этой точки зрения проанализировать содержание тем курса. Суще ...