Научно-исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию, развивает мышление. Исследовательской работой учащиеся могут заниматься во внеурочное время.
Сначала с учащимися старших классов пытаюсь сформировать элементы методики исследовательских работ, которые разрабатывались учащимися в течение нескольких месяцев во внеурочное время, другие были частью летней работы экологического отряда, т.е. проводились в группах.
Эксперименты и опыты должны быть систематическими, планомерными, а как цель работы - четко сформулированными, при проведении работ необходимо вести дневники наблюдений, четко и аккуратно записывать полученные данные, потом на основании этих данных делать выводы.
Главные задачи:
1. выбор темы;
2. формулирование цели;
3. составление плана;
4. проведение эксперимента;
5. анализ работы.
При подборе тематики исследования важно, чтобы работа соответствовала интересам учащихся и их возможностям. Название темы исследования должно быть четким и ясным.
Например: ученикам 6-го класса была предложена тема: «Распространение дикорастущих растений семейства крестоцветных».
Цель: изучить распространение дикорастущих растений семейства крестоцветных и способы приспособления к выживанию.
Группа учеников 6-го класса должна была выявить причины: почему дикорастущие растения быстро занимают все доступные места, несмотря на то, что с ними ведется борьба? При помощи определенных карточек находим дикорастущие растения этого семейства и указываем все приспособительные признаки этих растений к выживанию. С итогами работы выступали на научно-исследовательской конференции проходившей в нашей школе.
Ученица 10 класса Чернова Валентина проводила исследовательскую работу по теме «Методы выработки условных рефлексов на примере собак разных пород (лайка, болонка)».
Цель была сформулирована следующим образом: изучение образования условных рефлексов разных пород собак за определенное время. Она наблюдала за образованием условных рефлексов у разных пород собак, для этого были составлены таблица и диаграмма. В конце эксперимента было выявлено, что у лайки образование условных рефлексов осуществляется быстрее, чем у болонки. С итогами работы она выступала на научно-практической конференции, проводимой эколого-биологическим центром города.
Еще одна ученица 10 класса Шлемина Светлана проводила исследовательскую работу по теме «Методы выработки условных рефлексов на примере кошек разных пород (ангорская кошка и сиамская)».
Цель была сформулирована следующим образом: изучение образования условных рефлексов разных пород кошек за определенное время. В конце эксперимента было выявлено, что у сиамской кошки образование условных рефлексов осуществляется быстрее, чем у ангорской. С итогами работы она выступала на научно-практической конференции, проводимой эколого-биологическим центром города.
В настоящее время распространение близорукости обусловлено не только генетической склонностью, а особенностями сегодняшнего образа жизни.
Специалисты указывают, например Ян Морган из Австралийского национального университета сделал выводы, что в распространении расстройств зрения виновато влияние среды – в первую очередь неправильный образ жизни.
У нас в школе многие ученики страдают близорукостью, это вызвано большой зрительной нагрузкой и недостаточной двигательной активностью. Поэтому выбрана научно-исследовательская работа по этой теме.
Ведется научно-исследовательская работа с учеником 6-го класса по выявлению комплекса мер на улучшение зрения учащихся в среднем звене. Тема работы: «Влияние применения профилактических мер на улучшение зрения учащихся».
Информация о ообразовании:
Воспоминания русских путешественников
география экскурсия игра школа Цели мероприятия: Образовательная: расширить знания учащихся о путешественниках России, и их исследованиях, внесшим свой вклад в развитие географической науки, в освоение и изучение новых земель. Развивающая: сформировать умения работы с географической картой и истори ...
Психолого-педагогические проблемы профильного обучения
План-график введения профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который должен начаться с 2006-07 учебного года, а с 2005-06 учебного года – введение предпро ...
Принципы построения обучающих программ по декоративно-
прикладному творчеству
Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, ...