Практические рекомендации по реабилитации и профилактике профессиональных деструкций личности

Статьи по педагогике » Профессиональные деструкции педагога » Практические рекомендации по реабилитации и профилактике профессиональных деструкций личности

Страница 1

Возможные пути профессиональной реабилитации педагога:

1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной, аутокомпетентности) - способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Важно развивать житейские знания и навыки, повышать творческую продуктивность, углублять и расширять способы самоактуализации, совершенствовать социально-психологическую компетентность в общении, усваивать новые, более эффективные приемы общения и поведения, технику владения собой и точного понимания других людей, что включает:

-развитие гибкости приемов и способов поведения, формирование активной установки на общение;

-повышение социально-психологической компетентности в общении;

-снятие психологических барьеров, освобождение от стереотипов;

-умение говорить и слушать, проявлять гибкость в общении (общаться с другим человеком как с партнером);

-расширение личностного инструментария;

-умение ориентироваться в стрессовых и конфликтных ситуациях;

-овладение диагностикой и самодиагностикой способов восприятия себя и других;

-формирование способов принятия себя и других;

-выработку индивидуального стиля общения;

-расширение личностного экспрессивного репертуара;

-формирование навыков анализа и самоанализа в ситуациях межличностного общения;

-формулировку и переформулировку личностных проблем;

- повышение уверенности в себе;

-технику слушания;

-понимание механизмов и структуры социального взаимодействия;

-умение самостоятельно и продуктивно выстраивать ту часть социальной -реальности, что находится в вашем личном распоряжении («приватизация жизни»);

2. Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления профессиональных деструкции.

3. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста (см. Приложение).

4. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

5. Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего педагога.

6. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.

7. Переход к инновационным формам и технологиям обучения.

8. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.

9. Усвоение нового, "дополнительного" учебного предмета и преподавание его как факультативного.

У педагогов с большим стажем работы совмещение преподавания может вызвать противоречие в динамике профессиональной деятельности. Специалист, достигший определенного уровня профессионализации, в связи с усвоением содержания нового предмета и особенностей методики его преподавания, вынужден переходить к более низкой стадии профессионального становления, требующей создания системы новых знаний, сформированных навыков самообразования. Указанный процесс, протекающий на фоне уже сформировавшихся профессиональных умений и навыков, с одной стороны, и профессиональных деформаций, с другой, будет способствовать профессиональному развитию личности и становлению качественно нового профессионального уровня, либо дезорганизации деятельности с дальнейшим развитием профессиональных деструкций.

Некоторые признаки и явления профессиональной деформации, деформированные стереотипы и шаблоны поведения и оценки можно предупреждать путем их осознания, делая их видимыми, гласными в ходе различных обсуждений и бесед.

Коррекция профессиональных деформаций включает как различные виды тренингов, психотехник, деловых игр, так и традиционные формы работы с учителями – лекции, беседы. Могут использоваться техники и приемы, применяемые в различных психологических и психотерапевтических школах – в гештальттерапии, психодраме, нейролингвистическом программировании, траезактном анализе и групп-анализе, телесно-ориентированной терапии и арт-терапи. Все эти техники должны быть соответствующим образом адаптированы для учителей, использоваться и интерпретироваться в рамках концепции профессионального развития педагога.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Психолого-педагогические предпосылки развития ИСПД школьника
Для выработки индивидуального стиля познавательной деятельности школьника необходимо создание определенных психолого-педагогических условий для согласованных действий педагога и ученика. При этом анализу условий формирования индивидуального познавательно стиля посвящено немало исследований. Так, Е. ...

Документы планирования п/о, которыми пользуется мастер, их назначение
Основными планируемыми документами в деятельности мастера профессионального обучения являются: 1) Перечень УПР. 2) Перспективно-тематический план изучения темы. 3) План производственного обучения. 4) Графики перемещений обучающихся по рабочим местам или видам работ. 5) План урока. 6)Стандарт профес ...

Методические рекомендации для учителей начальной школы
§ Формирование межэтнической толерантности необходимо осуществлять с учетом культурных особенностей, традиций, обычаев наций и народностей детей, представленных в классе. § Вносить изменения в содержание, формы и методы внеклассной работы, что позволяет развивать у младших школьников способность к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru