Профессиональные деструкции педагога

Статьи по педагогике » Профессиональные деструкции педагога

Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности педагога. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, в условиях социальной неопределенности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем. Между тем отсутствие четких ориентиров в области образовательной политики усиливает психоэмоциональные нагрузки на педагогов, порождает психологический дискомфорт, провоцирует нравственную дезадаптацию педагогов. Все это, в конечном счете, инициирует негативные личностные изменения педагога. Многие педагоги проявляют пассивность, нежелание что-либо менять в своей работе, с предубеждением относятся к объективно назревшим нововведениям. Во многом это обусловлено личностными характеристиками педагогов, такими как низкая социально-профессиональная активность, консерватизм, догматизм, равнодушие, которые становятся препятствием на пути реформирования системы образования. Поэтому проблема профессиональных деформаций личности является актуальной

для современного общества.

Исходя из вышесказанного, объектом

исследования являются профессиональные деструкции педагога.

Предмет исследования

- психологические закономерности и особенности профессиональных деструкций педагога.

Цель исследования

- определить психологические основания профессиональных деструкции и разработать практические рекомендации, направленные на предупреждение и преодоление профессиональных деструкции педагога.

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической литературы, посвященной теме влияния профессиональной деятельности на личность.

2. Выявление причин развития профессиональных деструкций педагогов.

3. Разработка практических рекомендаций, направленных на предупреждение и преодоление профессиональных деструкции педагога.

Деструктивные изменения личности исследовались в психоаналитических теориях (А. Адлер, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг) в качестве разрушительных тенденций ее развития и противопоставлялись созидательным. В отечественных психологических концепциях становления личности констатировались деструкции развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, В.С.Мерлин, Л.А.Регуш, А.В.Филипов).

В концепциях профессионального становления личности В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.В. Митиной признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности. При этом отмечается, что профессиональное развитие личности сопровождается личностными приобретениями и потерями, т.е. развитие - это не только рост, совершенствование, но и разрушение. Следовательно, профессиональные деструкции объективно сопровождают профессиональное развитие личности.

Профессиональная деструкция - это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. Нет развития без отрицания уже приобретенного. Возникновение и развитие профессиональных деструкции снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессионально-педагогическую позицию. Педагог теряет интерес к своей работе, начинает акцентировать внимание на ее отрицательных моментах, предпочитает не выходить за рамки нормативно одобряемой деятельности. Психологически компетентное преодоление профессиональных деструкций способствует становлению профессионально успешной, саморазвивающейся личности, обеспечивая гуманизацию педагогического взаимодействия, что в условиях модернизации образования приобретает огромное значение.

Интерес к проблеме профессиональных деструкции личности и деятельности возрос в последние годы (B.C. Агавелян, СП. Безносов, С.А. Дружилов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.И. Рогов и др.). Однако работы названных авторов отличаются значительным разнообразием подходов и концептуальных схем изучения. Термины «деструкция» и «деформация» зачастую используются как синонимы, что создает понятийную неоднозначность данных феноменов.

Теоретическая значимость

исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о закономерностях развития и условиях преодоления профессиональных деструкции педагогов, об их негативном влиянии на личность педагога.

Методологической основой

работы являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблемы развития деятельности и личности; современные психологические и педагогические теории и концепции профессионального становления личности.


Информация о ообразовании:

Психометрия
Псих-ку часто наз. психометрией. Психометрия - область психодиаг-ки, связ-ая с теориейи практикой измерений в пис-ии. Это понятие было введено нем. исслед-м Х. Вольфом. Разделяют общую психометрию и дифференциальную.1.К общей психометрии относят измерения общепсих-го хар-ра, т.е. функцион-ой зависи ...

Активизация речевого подражания
Ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми — потребность подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому учителю-логопеду необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторят ...

Сказки как средство воспитания ребенка раннего возраста
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru