Профессиональные деструкции педагога

Статьи по педагогике » Профессиональные деструкции педагога

Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности педагога. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, в условиях социальной неопределенности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем. Между тем отсутствие четких ориентиров в области образовательной политики усиливает психоэмоциональные нагрузки на педагогов, порождает психологический дискомфорт, провоцирует нравственную дезадаптацию педагогов. Все это, в конечном счете, инициирует негативные личностные изменения педагога. Многие педагоги проявляют пассивность, нежелание что-либо менять в своей работе, с предубеждением относятся к объективно назревшим нововведениям. Во многом это обусловлено личностными характеристиками педагогов, такими как низкая социально-профессиональная активность, консерватизм, догматизм, равнодушие, которые становятся препятствием на пути реформирования системы образования. Поэтому проблема профессиональных деформаций личности является актуальной

для современного общества.

Исходя из вышесказанного, объектом

исследования являются профессиональные деструкции педагога.

Предмет исследования

- психологические закономерности и особенности профессиональных деструкций педагога.

Цель исследования

- определить психологические основания профессиональных деструкции и разработать практические рекомендации, направленные на предупреждение и преодоление профессиональных деструкции педагога.

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической литературы, посвященной теме влияния профессиональной деятельности на личность.

2. Выявление причин развития профессиональных деструкций педагогов.

3. Разработка практических рекомендаций, направленных на предупреждение и преодоление профессиональных деструкции педагога.

Деструктивные изменения личности исследовались в психоаналитических теориях (А. Адлер, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг) в качестве разрушительных тенденций ее развития и противопоставлялись созидательным. В отечественных психологических концепциях становления личности констатировались деструкции развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, В.С.Мерлин, Л.А.Регуш, А.В.Филипов).

В концепциях профессионального становления личности В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.В. Митиной признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности. При этом отмечается, что профессиональное развитие личности сопровождается личностными приобретениями и потерями, т.е. развитие - это не только рост, совершенствование, но и разрушение. Следовательно, профессиональные деструкции объективно сопровождают профессиональное развитие личности.

Профессиональная деструкция - это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. Нет развития без отрицания уже приобретенного. Возникновение и развитие профессиональных деструкции снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессионально-педагогическую позицию. Педагог теряет интерес к своей работе, начинает акцентировать внимание на ее отрицательных моментах, предпочитает не выходить за рамки нормативно одобряемой деятельности. Психологически компетентное преодоление профессиональных деструкций способствует становлению профессионально успешной, саморазвивающейся личности, обеспечивая гуманизацию педагогического взаимодействия, что в условиях модернизации образования приобретает огромное значение.

Интерес к проблеме профессиональных деструкции личности и деятельности возрос в последние годы (B.C. Агавелян, СП. Безносов, С.А. Дружилов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.И. Рогов и др.). Однако работы названных авторов отличаются значительным разнообразием подходов и концептуальных схем изучения. Термины «деструкция» и «деформация» зачастую используются как синонимы, что создает понятийную неоднозначность данных феноменов.

Теоретическая значимость

исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о закономерностях развития и условиях преодоления профессиональных деструкции педагогов, об их негативном влиянии на личность педагога.

Методологической основой

работы являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблемы развития деятельности и личности; современные психологические и педагогические теории и концепции профессионального становления личности.


Информация о ообразовании:

Интеллектуальные нарушения. Этиология и патогенез
Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем ра ...

Основные требования к отбору задач для занятий элективного курса
Элективный курс по математике представляет собой одну тему, рассмотренную глубоко (например, элективный курс может называться «Комбинаторные задачи», а может состоять из нескольких тем, связанных друг с другом). Основной курс математики служит источником тем для углублённого изучения на элективном ...

Структура коллектива
В различных подсистемах отношений одни и те же члены коллектива могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: «позиция», «статус», «внутренняя установка» ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru