Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста

Страница 8

Проделанная работа дала возможность убедиться в том, что речевые модели формируют у детей умения составлять рассказы при условии плановой систематической работы в этом направлении. Мы убедились, что, несмотря на сложности в восприятии детьми графических пиктограмм, мнемотаблиц, схем последние являются хорошим средством обучения детей рассказыванию и развитию речи.

Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

В результате анализа показателей выполнения данного задания, педагог делает вывод об уровне развития активной, связной речи.

Ребенку предъявляется картинка, которую педагог не видит, так как сидите спиной к малышу. Ребенок старается, как можно подробнее описать картинку, а педагог записываете все, что скажет ребенок. Очень важно, чтобы педагог действительно повернулась к ребенку спиной. Во время рассказа не надо торопить ребенка, поправлять его, задавать вопросов, подсказывать. Если ему трудно, подбодрите его, но при этом не подсказывайте, как начинать рассказ.

Речь педагога: Я повернусь к тебе спиной, а перед тобой положу картинку. Я ее не буду видеть. Расскажи мне как можно подробнее, что на ней нарисовано, опиши мне ее так, чтобы я тоже увидел эту картинку.

Оценка: Задача педагога заключается в том, чтобы дословно записать рассказ ребенка. После этого педагог может проанализировать рассказ по следующим параметрам: все ли персонажи картинки упомянуты в рассказе ребенка; насколько длинные и развернутые предложения строит ребенок, какие части речи ребенок использует чаще всего; получился сюжет или просто перечисление всего того, что ребенок увидел на картинке; насколько правильно предложение построено лексически, правильно ли согласованы слова в предложении, есть ли повторы слов.

Умение рассказывать, можно развивать. Важно, чтобы педагог действительно выражал неподдельный интерес к тому, что говорит ребенок, задавала ему наводящие вопросы, тем самым, помогая строить рассказ. Итак, вы оцениваете ребенка исходя из качественного анализа речи ребенка, который выявит ее слабые и сильные стороны.

Умения, навыки детей при составлении рассказов по картине.

Низкий - ребенок затрудняется в составлении рассказов по картине, не пользуется планом, предложенным воспитателем, содержание рассказов не последовательно и не логично, т.е. нарушена структура повествования.

Средний - ребенок при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов, предлога.

Высокий - ребенок строит рассказ в соответствии с пунктом плана, рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.

Диагностика № 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 - 5 картинок).

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности:

1. рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2. допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;3. выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;

4. 0 баллов - отсутствует описание ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:1.рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2. рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

3. наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

4. рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания:1. самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2. картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;3. раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;4. задание недоступно даже при наличии помощи.

Умения и навыки детей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок.

Низкий - ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах по сюжетным картинкам. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого, повторяет рассказы других детей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Упражнения, обучающие беспереводному пониманию читаемого синтетически
Устные упражнения (речевые), подготавливающие беспереводное понимание читаемого. 1. Перед чтением длинного текста учащиеся прослушивают несколько коротких рассказов. Эти рассказы по сюжету не совпадают с текстом для чтения, но они содержат тот же материал. Вот, например, один из таких рассказов, ко ...

Организация элективных курсов по математике
В настоящее время предлагается проводить элективные курсы начиная с 7 класса профильной школы. Создаётся группа учащихся из параллельных классов, возможно так же создание объединённых групп из учеников последовательных классов. Для успешного проведения элективного курса необходимо, по возможности, ...

Литература как средство патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Потребности школы заставляют знакомить детей с грамотой и чтением как можно раньше. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru