Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста

Страница 8

Проделанная работа дала возможность убедиться в том, что речевые модели формируют у детей умения составлять рассказы при условии плановой систематической работы в этом направлении. Мы убедились, что, несмотря на сложности в восприятии детьми графических пиктограмм, мнемотаблиц, схем последние являются хорошим средством обучения детей рассказыванию и развитию речи.

Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

В результате анализа показателей выполнения данного задания, педагог делает вывод об уровне развития активной, связной речи.

Ребенку предъявляется картинка, которую педагог не видит, так как сидите спиной к малышу. Ребенок старается, как можно подробнее описать картинку, а педагог записываете все, что скажет ребенок. Очень важно, чтобы педагог действительно повернулась к ребенку спиной. Во время рассказа не надо торопить ребенка, поправлять его, задавать вопросов, подсказывать. Если ему трудно, подбодрите его, но при этом не подсказывайте, как начинать рассказ.

Речь педагога: Я повернусь к тебе спиной, а перед тобой положу картинку. Я ее не буду видеть. Расскажи мне как можно подробнее, что на ней нарисовано, опиши мне ее так, чтобы я тоже увидел эту картинку.

Оценка: Задача педагога заключается в том, чтобы дословно записать рассказ ребенка. После этого педагог может проанализировать рассказ по следующим параметрам: все ли персонажи картинки упомянуты в рассказе ребенка; насколько длинные и развернутые предложения строит ребенок, какие части речи ребенок использует чаще всего; получился сюжет или просто перечисление всего того, что ребенок увидел на картинке; насколько правильно предложение построено лексически, правильно ли согласованы слова в предложении, есть ли повторы слов.

Умение рассказывать, можно развивать. Важно, чтобы педагог действительно выражал неподдельный интерес к тому, что говорит ребенок, задавала ему наводящие вопросы, тем самым, помогая строить рассказ. Итак, вы оцениваете ребенка исходя из качественного анализа речи ребенка, который выявит ее слабые и сильные стороны.

Умения, навыки детей при составлении рассказов по картине.

Низкий - ребенок затрудняется в составлении рассказов по картине, не пользуется планом, предложенным воспитателем, содержание рассказов не последовательно и не логично, т.е. нарушена структура повествования.

Средний - ребенок при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов, предлога.

Высокий - ребенок строит рассказ в соответствии с пунктом плана, рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.

Диагностика № 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 - 5 картинок).

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности:

1. рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2. допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;3. выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;

4. 0 баллов - отсутствует описание ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:1.рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2. рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

3. наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

4. рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания:1. самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2. картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;3. раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;4. задание недоступно даже при наличии помощи.

Умения и навыки детей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок.

Низкий - ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах по сюжетным картинкам. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого, повторяет рассказы других детей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Концептуальные позиции развития профессиональных деструкций личности
Основываясь на анализе литературы, сформулируем следующие концептуальные положения развития профессиональных деструкций личности: 1. Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит ...

Разработка урока литературы по теме «Сонеты Шекспира»
Цели урока: познакомить учащихся с особой стихотворной формой, получившей широкое распространение и достигшей небывалого расцвета в эпоху Возрождения; создать условия для творческой работы самих учеников над завершением незаконченного сонета. Оформление урока. На доске написана тема урока и размеще ...

Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru