Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста

Страница 7

Анализ методик, подвел нас к выводу о том, что в работе с дошкольниками по развитию связной речи, первостепенной задачей педагога должно стать – научить ребенку рассказыванию, правильному построению монолога. Кроме этого, должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, а также организации самостоятельной деятельности детей, то есть, продуктивность развития связной речи возможно при условии, если ребенка будут обучать в непринужденной игровой обстановке.

Решение третьей задачи позволило определить уровни первоначального развития речи дошкольников и соотнести с уровнями развития речи после проведения формирующей работы. В результате, на начало исследования показатели детей были низкими. Нами был выявлен наиболее рациональный путь повышения уровня речевой активности посредством обучения дошкольников с использованием различных видов моделирования, в основе которых лежат игровые ситуации.

Разработанный нами комплекс игровых занятий по повышению уровня развития связной речи старших дошкольников через обучение рассказыванию с использованием моделей на занятиях и в повседневной жизни, показал свою эффективность. Уровень речевого развития у дошкольников, особенно по разделу связная речь, значительно повысился, это и стало решением нашей четвертой задачи.

Следовательно, тем самым, мы получаем подтверждение нашему предположению о том, процесс развития умения рассказывать у старших дошкольников будет наиболее эффективен, если: будут определены речевые умения, необходимые для развития рассказывания дошкольников; будут выявлены уровни рассказыванию дошкольников; будет подобрана программа формирования, умения рассказывать посредством моделирования.

Система работы по обучению рассказыванию с использованием моделирования способствует формированию у детей стойких речевых умений - составлять рассказы, и способствует развитию всех сторон речи детей.

Для этого на первом этапе исследования, мы провели индивидуальную диагностику на выявление уровня первоначальных речевых умений дошкольников, где основой была диагностика «Расскажи по картине».

В ходе формирующего эксперимента нами была апробирована, программа формирования, где основной целью было – формирование у детей интереса к речевой деятельности, развитие умения описывать предметы, изображенные на картине, схеме, модели с опорой на образец воспитателя, самостоятельно составлять связный описательный рассказ по картине, развитие способности составлять творческий рассказ, путем использования, в работе комплекса игровых обучающих ситуаций, занятий игр.

Сравнительная таблица анализа результатов исследования по двум экспериментам, показывает, что речевого развитие в обследуемой группе детей достигло более высокого уровня. Таким образом, контрольный эксперимент позволил нам убедиться в подтверждение выдвигаемой гипотезы.

Но кроме основных выводов, хотелось бы еще раз напомнить, работая над ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигнет намечаемых нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях. Выделим эти условия:

1. Заботиться о расширении круга представлений детей на базе педагогически организованной обстановки, связывать представление со словом.

2. Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.

3. Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи.

4. Продумывать обстановку, в которой живут дети, и заботиться о постепенном расширении их социальных связей.

5. Организовывать игру и труд детей, являющиеся в деле развития их языка факторами первенствующего значения.

6. Возлагать ответственность за развитие речи детей на всех, имеющих с ними организованное общение, всех сотрудников детского сада.

7. Содействовать овладению педагогами методами ведения работы по развитию речи детей. Ко времени передачи детей в школу результаты работы по развитию речи могут быть такими:

Знание номенклатуры знакомых предметов. Описание знакомых предметов в их главнейших признаках (качества, состояния, действия). Сравнение двух предметов. Описание явлений природы на основании собственных наблюдений. Умение передать словом соотношение предметов в пространстве. Изложение условий игры, игровых процессов. Беседы по картинам и детским рисункам: описание несложной картины во взаимном соотношении представленных на ней лиц и предметов. Знание наизусть доступных прибауток, поговорок, загадок, стихотворений и скороговорок, считалок, песен. Драматизация слышанного и виденного, связная передача собственных впечатлений и переживаний. Рассказывание сказок и услышанного. Толковое участие в беседе: умение слушать других, отвечать, соблюдать очередь, не перебивать и т. д. Чтение. Медленное, связное чтение доступных и понятных слов, коротких предложений и рассказов. Язык - совершеннейшее орудие социального общения людей - в наших условиях является могучим фактором развития социалистической культуры. Наши дети должны владеть этим орудием. Мы должны заботиться о том, чтобы их речь была ценна не одним гладким внешним построением, а ее содержание, претворяющееся в убеждение и дело, должно быть в полном соответствии с великим содержанием социалистической эпохи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru