Экскурсия на озеро Инерка

Страница 4

Пойменные почвы подразделяются на аллювиальные дерновые, аллювиальные болотные и аллювиальные луговые.

В крупных понижениях поймы распространены аллювиальные болотные иловато-перегнойно-глеевые почвы. Они характеризуются наличием торфяного или перегнойного сильнозаиленного горизонтов (под перегнойным горизонтом залегает глеевый).

Флора и растительность

Район Инерки давно привлекает внимание исследователей, он отмечался как очень богатый «очаг флористического разнообразия элементов» (Малютин, 1975; Малютин, Тропникова, 1967; 1971). В современной флоре озера Инерка и его ближайших окрестностей на основе полевых исследований, проведенных с мая по сентябрь 2002 г., а также с учетом материалов, имеющихся в литературе (Малютин, 1975; Малютин, Тропникова, 1970; Лияскин, 1998; Силаева и др., 1996) и гербарных хранилищах (MW, LE, PKM, GMU, MHA), нами зарегистрировано 439 видов из 265 родов и 80 семейств сосудистых растений. В их числе 7 видов папоротников, 5 – хвощей, 2 – плаунов, 2 – голосеменных, остальные – 120 видов – однодольные и 313 видов двудольные покрытосеменные растения.

В составе сосудистых растений ведущее положение занимают 12 семейств, число видов в которых колеблется от 15 до 50. Вместе они насчитывают 274 вида или 62,4 %

К наиболее крупным родам изученной флоры относятся осока (Carex), которая включает 18 видов, ива (Salix) – 9; фиалка (Viola), щавель (Rumex), подмаренник (Galium) включают по 8 видов каждый; лютик (Ranunculus), вероника (Veronica) – по 7; клевер (Trifolium), горец (Polygonum) – по 6; лапчатка (Potentilla), колокольчик (Campanula), рдест (Potamogeton), хвощ (Equisetum) – по 5 видов.

Своеобразие рельефа, геологии, гидрологии и длительное антропогенное воздействие обусловили разнообразие растительности изученной территории. Лесная растительность в кв. 52-56 Сабаевского лесничества и угодьях сельскохозяйстенного предприятия с. Пермиси Большеберезниковского района представлена формациями сосняков, березняков, пойменных дубняков, ольшаников. Кустарниковая растительность образована преимущественно видами ивы, черемухи, клена татарского, небольшими зарослями шиповника, спиреи городчатой. Обширные пойменные луга включают ассоциации травянистой растительности разных режимов увлажнения. Небольшие участки суходольных лугов встречаются по опушкам лесных формаций и на полянах. В многочисленных озерах хорошо развиты ассоциации водной растительности. Мезотрофные и эфтрофные болота покрыты соответствующей болотной растительностью.

Сосновые леса рапространены на надпойменных террасах Суры к западу от оз. Инерка. Преобладают насаждения старших возрастов, так как сплошные рубки в последние десятилетия не проводились.

На обедненных почвах более высоких участков распространены сосняки зеленомошные с моховым покровом из плевроциума Шребера и латками дикранума волнистого. Кустарниковый ярус редкий из рябины и ракитника русского. Травостой изреженный из ландыша майского, золотарника обыкновенного, ястребинки зонтичной. Встречаются небольшие пятна кошачьей лапки, кустики брусники. На более освещенных южных склонах кое-где сохранились кустистые кладонии. В этих лесах наблюдается разновозрастной подрост.

Преобладающими по площади являются сосняки сложные с дубом и липой во втором ярусе. Единично встречаются вяз и местами клен остролистный. В этих лесах хорошо развит кустарниковый ярус из рябины, лещины, клена татарского, бересклета бородавчатого. Встречаются жимолость лесная, калина, малина. Травянисто-кустарничковый ярус довольно богат видами и на участках с изреженным подлеском имеет высокую сомкнутость (проективное покрытие). В травостое наряду с бореальными видами как черника, грушанка круглолистная, ортилия однобокая, брусника, широко представлены неморальные виды и даже элементы луговых степей: сныть обыкновенная, чины весенняя и гороховидная, копытень европейский, бор развесистый, буквица лекарственная. Моховой покров практически отсутствует, мхи встречаются на валежнике, гнилых пнях и у основания древесных стволов. Видовой состав моховидных довольно разнообразен: брахитециумы, мниумы, гипнум, дрепанокладус и др. Естественное возобновление сосны отсутствует.

Пойменные широколиственные леса порослевого происхождения с дубом, липой, вязом, осиной в верхнем ярусе и с хорошо развитым подлеском из клена татарского, крушины ломкой, рябины, шиповника, калины, бересклета. В травянистом покрове наряду с обычными неморальными видами, много крапивы, лабазника вязолистного, ежевики.

Ольшаники из ольхи клейкой сосредоточены в пониженных сырых участках, вокруг болот и озер, вдоль ручьев. По возрасту преобладают насаждения старших возрастов. Кустарниковый ярус изреженный из крушины ломкой, ивы пепельной, черемухи; на приствольных возвышениях - малина. Хорошо развит травостой из крупных эвтрофных видов - крапивы двудомной, лабазника вязолистного, вербейника обыкновенного, шлемника обыкновенного. Обычны хмель и калистегия заборная.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции
Изучив методы преподавания в Др. Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали внимательно изучать земную жизнь, а не загробную. В 432г. до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности человеческого тела, изучал его внутрен ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить психолого – педагогическую характеристику младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной ...

Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки
Любая цель, поставленная в той или иной деятельности, достигается с помощью методов. Метод представляет собой совокупность приемов и средств, которые характеризуют ту или иную деятельность. И эта совокупность поставлена на достижение поставленной цели. Метод обучения является неотъемлемым и важным ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru