Экскурсия на озеро Инерка

Страница 1

Выездная экскурсия проводиться во внеурочное время. Выезд лучше организовывать весной или летом. Место проведения экскурсии: Большеберезняковский район Республики Мордовия.

Цель экскурсии – изучить физико-географическое состояния долины реки Суры и озера Инерка и выявить влияние негативных экологических факторов на современное развитие данной местности.

Задачи экскурсии:

провести физико-географическое описание памятника природы "Озеро Инерка";

провести анализ гидрографической сети природных территориальных комплексов памятника природы "Озеро Инерка";

определить современное экологическое состояние памятника природы "Озеро Инерка".

Учитель во время экскурсии учитель излагает заранее подготовленный материал.

Объяснение учителя

Озеро Инерка расположено в 12 км к юго-западу от районного центра Большие Березники и 6 км к юго-востоку от села Пермиси в левобережье р. Суры. Памятник природы «Озеро Инерка» утвержденных границ в настоящее время не имеет. Обычно в качестве таковых рассматриваются очертания зеркала озера или границы озера с размещенными в прилегающей зоне рекреационными объектами. Площадь оз. Инерка – 56,3 га, а длина – 4,1 км. Инерка соединяется с оз. Ишак, площадь которого 12,0 га .

Вода в озере пресная, чистая, приятна на вкус, без запаха, цвет голубовато-зеленый. Температура ее у поверхности летом достигает +20°C, на мелководьях до + 25 – 30°C.

Использование озера пока незначительное. В основном оно служит местом отдыха людей.

Рельеф

Долина Суры в районе Инерки имеет правостороннюю асимметрию бортов. Правый борт крутой, местами обрывистый, сложен коренными породами верхнемелового возраста, а левый – пологий, с аккумулятивными надпойменными террасами. Русло Суры относится к свободно меандрирующему типу, о чем свидетельствует полное несовпадение рисунка границ долины и извилистости русла и наличие широкой поймы. Рельеф поймы р. Суры изрезан многочисленными старичными понижениями, часто представляющими собой озера и протоки. Наибольшая его отметка – 128,80 м – достигается на останцовом террасовом массиве, а наименьшая – 104,77 м – у русла реки.

По особенностям морфологии рельефа по течению реки в пойме Суры выделяются следующие закономерности.

На центральном участке, где расположена Инерка, пойма Суры сужена по сравнению со смежными отрезками долины. Русло реки образует дугообразный изгиб по направлению к Инерке. Правый берег в основном пологий, пляжный, шириной до 600 – 700 м. В северной и южной частях пляжа крутой и обрывистый, высотой до 2 – 6 м. Хорошо выраженным перегибом пойма переходит в правый коренной борт долины Суры, изрезанный овражно-балочной сетью. Левый берег Суры крутой, обрывистый, с высотой уступов до 4 – 7 м. До проведения инженерно-технических мероприятий по изменению русла он активно обрабатывался русловыми процессами. В 70 м к западу расположено озеро Инерка. Поверхность перешейка, имеющая абсолютные отметки около 110 м, осложнена котловинными формами рельефа глубиной до 2,5 м.

Озеро Инерка вытянуто полосой с юго-запада на северо-восток. Ширина озера в центральной части около 120 м (максимальная – 168 м), длина около 3,5 км, глубина до 8 – 10 м.

К западу от Инерки относительная высота поймы возрастает до 111 – 113 м. В этой части пойма относится к глинистому типу. Поверхность характеризуется слабыми местными размывами. Наибольшие абсолютные отметки приурочены к останцам надпойменной террасы (до 128,8 м), значительно переработанными эоловыми процессами. Останцовые формы рельефа протягиваются почти по всему западному побережью, но в наибольшей степени они выражены у южной части озера.

Далее к западу в рельефе хорошо выражены две аккумулятивные надпойменные террасы. Первая надпойменная терраса, краевая часть которой входит на территорию памятника природы, поднимается над уровнем р. Суры на 20 – 25 м, а над средним уровнем ее поймы, к которой она обычно обрывается более или менее резко выраженным уступом, на 10 – 15 м. Абсолютные отметки поверхности террасы располагаются на высоте 125 - 135 м. Надпойменная терраса в пределах района в поверхностной части слагается песчаными образованиями. В близи уступа второй надпойменной террасы хорошо прослеживается пониженный участок, с целым рядом небольших болот и кочковатых лощин, заполненных иловато-торфяниковыми образованиями.

Вторая надпойменная терраса р. Суры находится к западу от природного памятника «Озеро Инерка». Она представляет собой слегка наклоненную к реке равнину, слабо расчлененную в своих краевых частях сравнительно редкой и неглубокой овражной сетью.

На северном и южном участках, расположенных ниже и выше по течению реки пойма расширяется и ее морфология изменяется. Преобладает песчаный тип поймы, для которого характерны более низкие абсолютные отметки, хорошо развитые, разновысотные веера перемещения, множество стариц. К югу от Инерки заозеренность также возрастает, но озерные котловины имеют значительно меньшие размеры. Русловой процесс сопровождается формированием маломощного наилка и местного размыва при затоплениях, без нарушения общего рисунка гривистого рельефа. Притеррасная часть поймы отличается большей заболоченностью, чем на центральном участке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Развитие понимания речи у неговорящих детей
Основная задача логопедического воздействия на первом этапе заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить названия игрушек, частей тела, предметов одежды, туалета, домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, названия животных, которых часто в ...

Учебная деятельность. Содержание, структура
Учебная деятельность - это особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметов и умственных действий. Психологическую структуру учебной деятельности составляют её мотивы, цели, ср ...

Методические разработки по теме «Плотность»
Урок-обобщение по теме: "Плотность" Цели урока: · Образовательные: o обобщить тему “Плотность”; o научить рассчитывать плотность любого тела; o углубить знания основного курса физики; o показать практическую значимость изучения понятия “плотность”. · Развивающие: o активизировать мыслител ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru