Психолого-педагогические предпосылки развития ИСПД школьника

Статьи по педагогике » Развитие индивидуального стиля познавательной деятельности школьника » Психолого-педагогические предпосылки развития ИСПД школьника

Страница 1

Для выработки индивидуального стиля познавательной деятельности школьника необходимо создание определенных психолого-педагогических условий для согласованных действий педагога и ученика. При этом анализу условий формирования индивидуального познавательно стиля посвящено немало исследований.

Так, Е.А. Климов и В.С. Мерлин высказывали следующую мысль: поскольку индивидуальный стиль проявляется в своеобразии способов деятельности, то лучше всего он будет воспитываться в таких заданиях, которые могут быть одинаково успешно выполнены самыми различными способами. Если условия выполнения задания строго регламентированы, то оно будет малоэффективно для формирования ИСПД. Учитель так же должен отслеживать соответствие способов действий ученика объективным требованиям деятельности. Задача педагога состоит еще и в том, чтобы обеспечить научить школьника таким способам действия, которые будут для него наиболее полезны, а так же наилучшим образом соответствовать специфическим особенностям работы над данным учебным предметом. При этом ученик должен сам выбирать определенные способы действия, сравнивая их с другими.

Так же В.С. Мерлин указывал, что активное отношение к деятельности и внутренняя мотивированность ученика являются важным условием становления его индивидуального стиля познавательной деятельности.

М.Р. Щукин наиболее полно описывал психолого-педагогические предпосылки формирования индивидуального стиля деятельности. Он настаивал на необходимости учитывать внутренние факторы и их взаимодействие. В качестве внутренних предпосылок формирования стиля он указывал на важность оценивания школьниками своей деятельности, ее анализа и рефлексии, создания учителем условий для активизации их мышления, умение ученика использовать накопленный опыт, и развитие умений саморегуляции, компенсации и коррекции деятельности. Важную роль он так же отводил психологическому просвещению, то есть обязательной помощи педагога по владению навыками и умениями, необходимыми в обучении, а так же по осознанию достоинств и недостатков собственной деятельности.

К социально-психолого-педагогическим условиям формирования индивидуального стиля М.Р. Щукин отнес:

особенности педагогического общения (при этом наиболее предпочтительным является демократический стиль педагогического общения);

учет индивидуальных особенностей школьника в учебно-воспитательном процессе;

оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм деятельности на занятии;

оптимальное соотношение между достаточно полной системой инструктивных указаний, предъявляемых ко всем обучающимся, и проявлением их индивидуальных особенностей, то есть предпосылок для проявления их индивидуальности и самого важного условия для формирования у них индивидуального стиля.

Таким образом, можно говорить о том, что формирование стиля обусловлено как внутренними так и внешними факторами.

Внутренними факторами формирования ИСПД являются:

интерес к способам познания и активное положительное отношение к познавательной деятельности;

оптимальное развитие сферы саморегуляции, волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер индивидуальности;

адекватная оценка процесса и результатов познавательной деятельности, знание своих индивидуальных возможностей, умение определять резервы своего развития;

умение адекватного отражения внешних условий и требований деятельности;

владение механизмами компенсации и адаптации;

эмоциональное благополучие, удовлетворенность деятельностью.

Ко внешним (педагогическим, психологическим и социальным)

условиям формирования ИСПД можно отнести:

совокупное использование педагогом индивидуального, субъектно-деятельностного и интегративного подходов к образовательному процессу;

организация активного взаимодействия ученика с объектами познания при отсутствии полной регламентированности познавательной деятельности ученика со стороны учителя, наличие зоны неопределенности деятельности;

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Методы исследования уровня речевого развития детей младшего школьного возраста
Речевое развитие – это первое и основное, что всегда проверяется логопедами и педагогами при вступительном собеседовании с будущими первоклассниками. Особое внимание уделяется проверке правильности произношения (в целях предупреждения дисграфии), а также проверка того, имеется ли у ребенка необходи ...

Слушание – восприятие
Ребёнок нынешнего поколения оторван от своих корней: он не слышит (или слышит очень мало) колыбельных песен, почти совсем утеряны традиции семейного музыцирования, дети постоянно сталкиваются с дурным вкусом во многих областях жизни. На них обрушивается благодаря средствам массовой информации мощна ...

Работоспособность первоклассников
Что педагог должен учитывать, чтобы правильно, рационально, в соответствии с функциональными возможностями ребенка построить учебный процесс? Прежде всего – закономерности динамики работоспособности и утомления. Работоспособность четко отражает функциональное состояние организма и его динамику. Раб ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru