Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х классов

Статьи по педагогике » Методика формирования эвристических приёмов на уроках математики в 5-6 классах » Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х классов

Страница 4

1. Прием моделирования на полупрямой.

Если в задаче имеется множество объектов и требуется установить взаимоотношение между элементами этого множества (например, временной зависимости), то задачу можно решать на полупрямой.

Задача. На вечеринку собрались четверо друзей: Аня, Вика, Миша и Коля. Коля пришел раньше Ани, но не был первым. Определите в какой последовательности друзья приходили к месту встречи, если Вика пришла последней.

Решение. Построим модель описанной ситуации, считая обычный луч «линией времени». Друзья, пришедшие на вечеринку, обозначатся точками с соответствуюшими буквами. Условимся пришедшего на вечеринку раньше обозначать на полупрямой (первой буквой его имени) левее, пришедшего позже - правее. По порядку каждое условие отмечаем на полупрямой (а- г)

Рис. 3

На рис. 3а показано, что Коля пришел раньше Ани. По рис. 3б мы видим, что кто-то из друзей опередил Колю, а следовательно, и Аню. Появление еще одной правой точки на рис. 3в передает условие «Вика была последней». Тогда придется сделать вывод, что Миша пришел раньше всех. Последовательность явки друзей к месту встречи видна на рис. 3г.

Если в задаче можно выделить два или несколько различных множеств и в процессе решения необходимо установить соответствие между элементами этих множеств, то при решении задачи можно использовать прием моделирования с помощью таблиц. Поле таблицы представляет собой декартово произведение этих множеств. Количество входов в таблицу определяется количеством выделенных в задаче множеств.

Задача. В одном из московских вузов на разных курсах учатся четыре студента. Определить фамилию, имя, курс, на котором учится каждый студент, если известно, что:

1) Борис прошлую летнюю сессию сдал на отлично;

2) Василий должен был летом ехать на практику в Омск, а Иванов собирался поехать домой в Челябинск;

3) Николай был курсом старше Петра;

4) Борис и Орлов коренные москвичи;

5) Крылов в прошлом учебном году окончил школу и поступил на тот же факультет, на котором учился Зуев;

6) Борис иногда пользовался прошлогодними конспектами Василия.

Решение. Построение модели. В задаче можно выделить три множества: множество имен студентом, множество их фамилий и множество курсов. Таблица с четырьмя входами будет охватывать все возможные соотношения между именем и фамилией, между именем и курсом и между курсом и фамилией.

Если теперь, в соответствии с условием задачи, из таблицы вычеркивать заведомо невозможные пары элементов, можно прийти к решению задачи.

эвристический обучение математика школа

Фамилия

Курс

3.

Кр.

Ив.

Ор.

I

II

III

IV

Имя

Б.

+

-

-

-

-

-

+

+

В.

-

-

-

+

-

-

-

+

Н.

-

-

+

-

-

+

-

-

П.

-

+

-

-

+

-

-

-

Курс

I

-

+

-

-

II

-

-

+

-

III

+

-

-

-

IV

-

-

-

+

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Традиции коллективного воспитания
Начиная рассмотрение истории коллектива, безусловно, просто необходимо обратиться, прежде всего, к самому термину и его определению, что бы с точностью знать предмет рассмотрения. Само слово коллектив происходит от латинского «collectivus»[20] и представляет собой относительно компактную социальную ...

Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
Объект и предмет исследования социальной педагогики. Особенности развития социальной педагогики. Из истории развития социальной педагогики за рубежом. Социальная педагогика и социальная работа. Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новы ...

Методика как наука. Методы и приемы обучения изобразительному искусству в средней общеобразовательной школе
Методика — это и совокупность накопленного опыта, новые подходы, и поиск средств духовного и эмоционального развития учащихся, да и самого учителя. И тогда методы обучения — это скорее всего система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части содержания программы. Он ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru