Психология развития речи у глухого

Страница 1

Как подвести глухого ребенка к овладению речью? Это основной вопрос, являющийся ввиду до сих пор существующих разногласий первоочередной педагогической задачей. Значительную помощь в этом может оказать психология развития речи глухого, которая как часть общей психологии речи системно и с применением эмпирических методов исследует проблемы образовательной практики.

Психология развития речи глухого должна заниматься собственно как проблемой формирования речи, так и особенностями обучения глухого ребенка словесной речи, т.е. исследованием возможностей овладения словесной речью в особых условиях, когда слуховое восприятие, как естественный источник информации, в значительной степени нарушено.

Психология развития речи глухого может быть признана промежуточной наукой, находящейся между психологией обучения и психологией, изучающей развитие глухого ребенка. Особое ее значение вытекает из определяющей роли словесной речи в личностном развитии глухого ребенка и необходимости предоставить родителям и специалистам, стоящим перед проблемой выбора того или иного метода обучения, научно обоснованную помощь для их практической образовательной деятельности.

Методы обучения, предложенные теми или иными авторами, опирающиеся на популярные психологические или лингвистические теории, следует критически проанализировать и подтвердить их результативность обстоятельными эмпирическими исследованиями. Для легитимной сурдопсихологии характерно то, что она исследует особенности овладения речью в тесной связи с развитием личности в целом. Формирование речи у глухого ребенка в значительной мере определяется внешним руководством и активностью со стороны партнеров по общению и может быть успешно реализовано только в условиях межличностных отношений.

В соответствующих концепциях важно не только правильно выбрать методы обучения с точки зрения их целесообразности и эффективности, но, что еще более значимо, уяснить влияние того или иного метода обучения речи на развитие глухого ребенка как личности.

В самой психологии развития речи глухого четко просматривается определенный круг проблем.

1. Прежде всего это вопрос использования адекватных знаковых систем в процессе овладения глухим ребенком речью. Важной задачей является исследование применяемых до настоящего времени систем во всем многообразии связанных с их особенностями проблем. Это и форма передачи информации (дигитальная и аналоговая), ее переработка, хранение и накопление, возможности реализации практических функций с учетом «совместимости» одной системы с другими знаковыми системами, наконец, определение круга лиц, для которых оптимально подходит та или иная система.

2. Определение эффективной последовательности использования знаковых систем, уточнение их значимости и функций в формировании словесных значений. Здесь, прежде всего, следует выявить, какая знаковая система должна даваться первой, а какие могут формироваться уже на ее основе; какие знаковые системы на каких возрастных ступенях обучения глухого ребенка можно использовать. Представляется важным изучение и сопоставление моносенсорного и полисенсорного подходов к обучению речи.

3. Изучение характера и возможностей применения жестового языка при обучении словесной речи. Представители действующих в настоящее время методов обучения либо категорически отвергают жесты в любом виде, либо допускают использование естественных, общепринятых жестов в различных формах и функциях. Эмпирические исследования должны показать, как влияет использование жестовой речи на овладение устной речью и на развитие мышления; не способствует ли оно образованию субкультуры или, наоборот, создает необходимую смысловую помощь при развитии речевых и коммуникативных способностей. Важно также найти ответы на вопросы о функциях жестовой речи в коммуникативных процессах; о возможности ее сосуществования с другими знаковыми системами; о том, какой вид жестовой речи следует использовать (естественную жестовую речь, калькирующую жестовую речь или оба вида), с какой целью жесты могут быть использованы (дополнительно, поддерживая словесную речь, или как самостоятельная система), в каких специфических условиях и как часто. Своего рассмотрения и уточнения требует вопрос о том, как влияет использование жестовой речи на общение глухих между собой и со слышащими людьми, а также на развитие познавательных процессов глухого ребенка.

4. Раскрытие взаимосвязи между развитием речи ребенка и коммуникативным поведением его возможных собеседников (коммуникативных партнеров). К этой многоплановой и нерешенной проблеме примыкает целая группа проблем, подлежащих исследованию:

- оценка преимуществ разных методов обучения речи - целостного и материнского в противоположность селективному (выборочному), когда естественную речь во всей ее полноте сознательно исключают как трудно воспринимаемую;

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Анализ подходов к изучению межличностных отношений
К основным методам диагностики психических состояний, процессов и свойств человека относятся: наблюдение, моделирование и эксперимент. Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюде ...

Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи
Постепенно данные слова можно вводить во фразу. Примеры небольших фраз-чистоговорок приведены в лексическом материале данной книги. Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихи не более чем в две ст ...

Активизация речевого подражания
Ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми — потребность подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому учителю-логопеду необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторят ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru