Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества

Статьи по педагогике » Методы обучения и система образования » Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества

Страница 6

Важная особенность мышления – неразрывная связь с речью. За каждым слово закреплено определенное значение. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь – это форма мышления, орудие мышления. Речь помогает мыслить. Мышление представляет собой деят-ть мозга. Формы мышления. Понятие – это такая форма мышления, в к-ой отражаются общие существенные св-ва предметов и явлений. Понятия м.б. общими и единичными. Общее понятие относится к группе однородных предметов или явлений. При этом степень общности м.б. различной. Так, понятие «земля» более общее, чем понятие «почва». Единичные понятия относятся лишь к определенному предмету или явлению (н-р «Черное море», «Москва»). Понятия м.б. разной степени конкретности и абстрактности (прямоугольник, множество). Суждения – отражают связи м/у предметами и явлениями. Суждения м.б. общими, частными и единичными; утвердительными и отрицательными. В суждении имеется: - предмет мысли (субъект. Предикат), - знаки кол-ва (все данные), - знаки модальности (действительно, вероятно), - логические союзы (и,или…) Пример: некоторые (знак кол-ва) ученики(субъект) не являются (связка) вероятно(знак модальности) примером прилежания (предикат). Ряд суждений направленных на установление выводов из известных положений наз-ся рассуждением. В результате рассуждения мы получаем новое суждение, к-ое наз-ся умозаключением. Умозаключение – это логическая форма мышления, в процессе к-ой приходят к определенному выводу. На основе ряда частных суждений м. получить вывод, такое умозаключение наз-ся индуктивным. Распространение общего положения на частные случаи наз-ся дедуктивным умозаключением.

Качества ума и их характеристика. Качества ума ч-ка связаны с особенностями сочетания и уровнем развития различных видов мышления. Преобладание того или иного вида, способности и склонности к решению задач определенного содержания яв-ся, одной из первых, наиболее общих хар-к ума чел-ка. Вторая хар-ка ума ч-ка: соотношениесодержательных и операционных структур мышления. В психологии рассматривают еще: Самостоятельность мышления выражается в умении использоватьобщественный опыт, проявляя независимость собственной мысли, свое отношение к данному опыту. Критичность – способность –ка анализировать, правильно и строго оценивать различные предметы, явления, работу мысли других людей и своей собственной. Для доказательства и обоснования требуется глубина мысли, к-ая прояв-ся в способности анализировать, сравнивать, находить существенное в различных предметах и явлениях. Для теоретической работы требуется также гибкость мысли - способность решать задачи в зависимости от конкретных условий, умение находить пути решения задачи. Пытливость мысли – потребность в поиске наилучшего решения. Широта ума- возможность привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей. Быстрота ума. Теоретичность ума.

Мыслительные операции. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия м/у ними. Сопоставляя вещи, явления, их св-ва, сравнение вскрывает тождество и различие. На основании этого м. делать классификацию. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части ил мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт и качеств. Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их св-в. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом. Абстракция – мысленное выделение существенных св-в и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественны признаков и св-в. Обобщение тесно связано с абстракцией. Ч-к не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. (Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий м/у ними). Конкретизация – мысленное представление чего-либо единичного. Конкретное –это указание примера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Определение понятия одаренности и одаренного ребенка
"Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности". Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно ...

Использование дидактических средств, для организации работы по формированию орфографической зоркости
Наряду с описанными выше средствами, такими, как различного вида таблицы, памятки и алгоритмы, для организации работы по развитию орфографической зоркости используются и другие средства, например, сжатые опоры - карточки орфограмм, которые особенно полезны для детей с развитой зрительной памятью. К ...

Упражнения, обучающие беспереводному пониманию читаемого синтетически
Устные упражнения (речевые), подготавливающие беспереводное понимание читаемого. 1. Перед чтением длинного текста учащиеся прослушивают несколько коротких рассказов. Эти рассказы по сюжету не совпадают с текстом для чтения, но они содержат тот же материал. Вот, например, один из таких рассказов, ко ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru