Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией проводилось на базе ДОУ № 140 г. Красноярска в конце 2-го полугодия 2006 – 2007г.
В эксперименте участвовало 8 детей (с сохранным интеллектом) посещающих занятия с логопедом и имеющих в анамнезе нарушение устной речи в форме аккустико-фонематической дислалии Биологический возраст испытуемых на момент обследования 6 – 6,5 лет. Haven film
Перед процедурой исследования была изучена документация на каждого ребенка данные предоставленные логопедом о характере нарушенных звуков занесены в таблицу № 1.
После изучения теоретического материала по вопросу коррекции фонематического восприятия у детей с аккустико-фонематической дислалией нами был организован констатирующий эксперимент целью которого было выявить особенности фонематического восприятия данной категории детей. Для этого были использованы методики разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.
Эксперимент состоял из пяти заданий. Задания основаны только на восприятии речи на слух они исключают собственное дефектное проговаривание ребенка.
1 задание.
Цель: обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.
Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.
Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок.
Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:
Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф
Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м
Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т
Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш
2 задание.
Цель: обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.
Ребенку предлагается прослушать серии слогов и поднять флажок на определенном заданном логопедом звуке
Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок.
Обследование проводится на материале серий из двух трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.
Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо
Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся Ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы
Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи
Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка
То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до Фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва
Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла Ца-та-та, ту-цу-ту, цу-ту-ца
3 задание
Цель: обследование дифференциации слов квазимонимов
Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.
Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты их показывай.
Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки ( крыша – крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса – лица): крыша – крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка – миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок – коробок, юла – Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка –кошка, сабля – цапля, лужи – лучи, ужи – уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава-дрова, бочка- почка.
4 задание.
Цель: обследование дифференциации и восприятия звуков в словах и способность к элементарному звуковому анализу.
Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.
Информация о ообразовании:
Маршруты профильного обучения
Профильное обучение развивается по трем организационным направлениям, которые можно считать уровнями или индивидуальными маршрутами: 1. Собственно профессиональное образование
, обеспечивающее получение массовых профессий обычно низкой квалификации; 2. Начальное профессиональное образование
, ориен ...
Пути решения проблемы в системе образования РФ
Изучение системы государственной политики в области образования приобретает в настоящее время особую актуальность. Объясняется это тем, что в настоящее время в Российской Федерации проводятся сразу две крупномасштабные реформы, напрямую затрагивающие данную проблему - административная реформа и реф ...
Организация работы над проектами
Межпредметные связи повышают научный уровень преподавания, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство, при этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предм ...