Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией проводилось на базе ДОУ № 140 г. Красноярска в конце 2-го полугодия 2006 – 2007г.
В эксперименте участвовало 8 детей (с сохранным интеллектом) посещающих занятия с логопедом и имеющих в анамнезе нарушение устной речи в форме аккустико-фонематической дислалии Биологический возраст испытуемых на момент обследования 6 – 6,5 лет.
Перед процедурой исследования была изучена документация на каждого ребенка данные предоставленные логопедом о характере нарушенных звуков занесены в таблицу № 1.
После изучения теоретического материала по вопросу коррекции фонематического восприятия у детей с аккустико-фонематической дислалией нами был организован констатирующий эксперимент целью которого было выявить особенности фонематического восприятия данной категории детей. Для этого были использованы методики разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.
Эксперимент состоял из пяти заданий. Задания основаны только на восприятии речи на слух они исключают собственное дефектное проговаривание ребенка.
1 задание.
Цель: обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.
Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.
Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок.
Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:
Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф
Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м
Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т
Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш
2 задание.
Цель: обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.
Ребенку предлагается прослушать серии слогов и поднять флажок на определенном заданном логопедом звуке
Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок.
Обследование проводится на материале серий из двух трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.
Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо
Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся Ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы
Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи
Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка
То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до Фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва
Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла Ца-та-та, ту-цу-ту, цу-ту-ца
3 задание
Цель: обследование дифференциации слов квазимонимов
Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.
Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты их показывай.
Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки ( крыша – крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса – лица): крыша – крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка – миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок – коробок, юла – Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка –кошка, сабля – цапля, лужи – лучи, ужи – уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава-дрова, бочка- почка.
4 задание.
Цель: обследование дифференциации и восприятия звуков в словах и способность к элементарному звуковому анализу.
Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.
Информация о ообразовании:
Методические рекомендации для учителей начальной школы
§ Формирование межэтнической толерантности необходимо осуществлять с учетом культурных особенностей, традиций, обычаев наций и народностей детей, представленных в классе. § Вносить изменения в содержание, формы и методы внеклассной работы, что позволяет развивать у младших школьников способность к ...
Формирование психологического климата детского коллектива
Организуя психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует начинать с регуляции взаимоотношений между членами группы и ценностных ориентаций, господствующих в ней. В современной психологии выделяются официальная и неофициальная стр ...
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) ...