Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией

Статьи по педагогике » Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие.

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различное выражение и зависят от причины и структуры дефекта.

Нарушение речи при аккустико-фонематической дислалии выражаются в том, что ребенок не только заменяет или смешивает те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. При этом именно недоразвитие фонематического восприятия является ядерным нарушением при данной форме дислалии. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова.

Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

Таким образом, становится ясно, что вопросы изучения особенностей логопедической работы по преодолению не сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией приобрели особую актуальность.

Проблема исследования. Полноценное развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией является одним из условий эффективности коррекции данного речевого нарушения, а также обучения и дальнейшей социализации в обществе детей данной категории. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Объект исследования. Фонематическое восприятие детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией. Особенности фонематического восприятия детей данной категории.

Предмет исследования. Процесс создания и совершенствования основных направлений логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что, у детей с аккустико-фонематической дислалией будет отмечаться недоразвитие процессов фонематического восприятия, вместе с тем его практическое изучение позволит в дальнейшем разработать коррекционную программу, которая будет способствовать более успешному преодолению и предупреждению аккустико-фонематической дислалии.

Цель исследования. На основании констатирующего эксперимента и литературных источников теоретически обосновать и разработать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. выявить состояние фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией.

3. Разработать методические рекомендации направленное на развитие фонематического восприятия у данной категории детей с использованием специальных игр и упражнений.

Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии «О единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей» (Выготский Л.С, Лурия А.Р), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.Е. Лубовский В. И).

Методы исследования. В соответствии с целью гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения, констатирующий эксперимент.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о специфике логопедической работы по развитию фонематического анализа у детей с аккустико-фонематической дислалией.

Практическая значимость исследования.

Заключается в поиске адекватных методов и средств логопедической работы, способствующих более эффективной коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, что будет способствовать преодолению у них аккустико-фонематической дислалии, позволит активизировать их последующую учебную деятельность, предупредить развитие у них дисграфии, увеличить коммуникативные возможности и как следствие будет способствовать их социализации.


Информация о ообразовании:

Понятие «гендер» в научной литературе
Понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х г. А. Посадской. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождест ...

Результаты экспериментального исследования
Количественный анализ связной письменной речи детей экспериментальной группы представлен в виде экспериментального исследования При составлении и написании рассказов по серии сюжетных картинок рассказа из личного опыта, отмечаются трудности моделирования и композиционного оформления сюжета. Рассказ ...

Педагогические условия воспитания готовности детей к школе
Цель формирующего этапа исследования: обосновать педагогические условия, способствующие экономическому развитию детей 7-го года жизни, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе. Задачи: Отобрать содержание экономических знаний, доступных возраста старшего дошкольника; Разработать ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru