Особенности словообразовательной деятельности детей с общим недоразвитием речи

Страница 7

а) Образование уменьшительно-ласкательных существительных

б) Образование существительных с помощью суффикса -НИЦ - со значением вместилища (посуды)

в) Образование существительных с помощью суффикса -ИНК-

г) Образование названий детенышей животных и птиц

д) Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия (" совершителей действий ").

Формирование словообразования глаголов

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок.

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов - ива-, - ыва-, - ва-.

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: вы - , под-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

Формирование словообразования прилагательных

A. Образование притяжательных прилагательных

Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ИН-,-ОВ-;

Словообразование с использованием суффикса без изменения звуковой структуры корня производного слова.

3. Словообразование с помощью суффикса и с чередованием в корне.

Б. Образование качественных прилагательных

1. Словообразование с использованием суффикса - к-.

а) без чередования.

б) с чередованием в корне слов.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов - ИВ-, - ЛИВ-, - ЧИН-, - ОВАТ-, - ЕВАТ - и др.

B. Образование относительных прилагательных

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов - ОВ-, - ЕВ-.

а) без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова.

б) с чередованием звуков в корне (беглая гласная).

2. Словообразование с использованием суффикса - н-.

а) без чередования в корне производного слова.

б) с чередованием звуков в корне производного слова.

3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов - Н-, - ЯН-, - СК-, - ЕНН-и др.

Работа над родственными словами

(см. Приложение 8)

Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слов.

Рассмотрим эту работу на примере лексической темы "Лес. Деревья".

Подобрать слова - "родственники".

На доске картина "Лес". Проводится беседа по картине.

Подберите слова - "родственники" к слову "лес". Как можно ласково назвать лес? (Лесок) Как можно назвать ягоды и растения, которые растут в лесу? (Лесные) А как называют птицы, которые живут в лесу? (Лесные) Кто следит за состоянием леса? (Лесник). Итак, какие же вы вспомнили слова-"родственники" к слову лес? (Лесок, лесные, лесок, лесник). Про что можно сказать "лесной" (человек, кустарник, зверь), "лесная" (ягода, птица), "лесное" (животное, путешествие). Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами: гриб, вода, сахар, гора, лист, еж, весна и др.

2. Найти "лишнее" слово. Например, Пособие "Лес. Деревья. ": лес, лесной, подлесок, леска.

3. Назвать общую часть слов-"родственников".

4. Объясните, почему так называется. Например, Пособие "Транспорт": самолет (сам летит), паровоз (возит с помощью пара) и др.

5. Придумай одно слово вместо двух. Например, Пособие "Овощи. Огород" овощи режет - (овощерезка), мясо рубит - (мясорубка) и др.

Для оценки эффективности и результативности логопедического воздействия на процесс формирования словообразовательного навыка у детей выделенной группы, имеющих общее недоразвитие речи, использовался тот же материал для обследования состояния процесса словообразования, в исследовании принимали участие те же дети, но уже ставшие воспитанниками подготовительной группы.

В процессе формирования словообразования осуществлялась работа по закреплению наиболее продуктивных словообразовательных моделей с постепенным переходом к непродуктивным. Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и грамматических значений, работа по формированию словообразования способствовала уточнению значения слова, овладению системой грамматических значений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уро ...

Обучение математике
Рассмотрим принципы развивающего обучения, реализованные в учебнике по математике - Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. "Математика" Учебник в 2-х ч. И Аргинская И.И., Бененсон Е.П. "Математические игры". Тетрадь. В Тетради игровой материал предназначен для формирования и ...

Самоанализ урока
Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно: •построить цел ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru