Особенности словообразовательной деятельности детей с общим недоразвитием речи

Страница 2

при образовании новых слов для детей типично несоблюдение формальных условий организации звуковой, слоговой структуры слова, ошибочная постановка ударений, например, "дривянный" - деревянный, "саявал" - нарисовал, "кащеник" - каменщик и пр.

Таким образом, представленные выше особенности словообразования у детей с ОНР свидетельствуют о существенном снижении их возможностей в усвоении морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними.

На современном этапе развития системы образования стала наиболее актуальна проблема повышения качества образования. Так, теоретические положения качества образования, разработанные научными исследователями М.М. Поташником и П.И. Третьяковым, нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений, обозначили основные пути его повышения. Одним из таких направлений является обязательное и своевременное проведение мониторинга качества обучения.

В свою очередь, считаю важным именно своевременное проведение мониторинга успехов воспитанников, т.к. он позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога и всех участников коррекционного процесса, а педагог, исходя из полученных результатов, сделает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с детьми, педагогами так и с родителями, и при необходимости внесёт коррективы в план этой работы.

В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, конечным результатом является грамотная речь ребенка, которая представляет собой совокупность таким качеств как четкое и нормированное звукопроизношение, обширный словарный запас, грамматически правильно построенные высказывания и т.п.

Исходя из этого, вся деятельность учителя-логопеда направлена на коррекцию, устранение, профилактику речевых расстройств у детей посредством моделирования педагогического процесса, отбора наиболее оптимальных путей коррекционно-педагогического воздействия, включающих специальные методы и приемы устранения и коррекции речевого дефекта, осуществление профилактической работы по предупреждению речевых нарушений у детей.

Работу логопеда по речевому развитию детей следует рассматривать как одно из направлений в общей системе работы всех участников коррекционно-образовательного процесса, но следует сказать, что проводимая им работа является основополагающей, если не сказать, базовой в целом развитии ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми предполагает ряд этапов, одним из которых является этап закрепления материала, на котором происходит систематизация, обобщение умений, навыков и их совершенствование.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста логопедической группы:

2004-05 учебный год - старшая группа (5-6 лет) - 13 человек: (мальчиков - 7, девочек - 6)

2005-06 учебный год - подготовительная группа (6-7 лет) - 12 человек: (мальчиков -6, девочек -6)

Характеристика логопедической группы.

Характеристика контингента детей, принимавших участие в исследовании, составлена исходя из результатов общего логопедического обследования.

Старшая группа - 13 детей: из них 10 - с общим недоразвитием речи, 3 ребенка с задержкой речевого развития, сочетающейся с задержкой интеллектуального развития.

Подготовительная группа - 12 детей: из них 10 - с общим недоразвитием речи, 2 ребенка с задержкой речевого развития, сочетающейся с задержкой интеллектуального развития.

При сборе анамнестических данных было установлено, что у 100% детей анамнез отягощен.

Проблема настоящей квалификационной работы предполагает детальное рассмотрение у выделенной группы детей процесса словообразования, изучение которого осуществлялось в ходе общего логопедического обследования речи детей.

В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нём ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфем на слух из звучащего слова и операцию интеграции (т.е. включения) словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова (4,5,8,25,27).

Исходя из этого, методика исследования словообразовательного процесса, предложенная Тумановой Т.В., Левиной Р.Е. предполагает две серии заданий:

Цель первой серии - изучить возможности детей в ориентировке в звуковом составе разных частей речи (имен существительных, прилагательных и глаголов), т.е. умение на слух выделить и узнать в словах словообразовательные аффиксы (приставку, суффикс).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Анализ урока
Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать само ...

Схема анализа урока
1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока. 2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером. 3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управлен ...

Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века
Художественное образование -рассматривается как часть художественной культуры. Детский рисунок является частью худ. культуры, а ребенок -действующим лицом культурного процесса Рассмотрение детского рисунка в историческом аспекте, как феномен худ. культуры. предпологает:1-его анализ с точки зрения с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru