Особенности словообразовательной деятельности детей с общим недоразвитием речи

Страница 5

упражнения для совершенствования умений и навыков через видоизменение ранее изученного материала;

контрольные упражнения с целью проверки глубины усвоения полученных знаний

организация практических заданий (нарисовать, отгадать, отметить, выделить, и т.п.) и др.

На протяжении ряда лет мною разрабатывалось и апробировалось Пособие для индивидуальной работы на фронтальных занятиях. Необходимость создания такого логопедического пособия обусловлена рядом причин:

недостаточная эффективность применения только демонстрационного материала на фронтальных занятиях, и явная необходимость большего использования (по количеству) индивидуального раздаточного материала.

использование индивидуальных карточек с заданиями позволяет повысить вариативность их применения, что в значительной степени влияет на результат обучения. Так, например, в ходе занятия можно организовать совместную работу - диалог между детьми и с педагогом.

Первоначально задания предлагались отдельно и дозировано, сообразно этапности и особенностям формирования лексико-грамматического строя речи, в том числе и словообразовательных навыков, у детей с общим недоразвитием речи, затем в ходе практического их применения они были объединены в удобную форму и сейчас имеют вид комплекса заданий.

Так было разработано Пособие, которое в настоящее время представляет собой систему индивидуально-фронтальных заданий, состоящую из серий специально подобранных игр, упражнений по определенной лексической теме, направленных на формирование лексико-грамматических категорий, развитие психических процессов (мышление, восприятие, память, внимание).

Материал Пособия составлен в соответствии с Программой воспитания и обучения детей 5-7 лет с ОНР, особенностями речевого дефекта каждого ребенка и методическими рекомендациями Филичевой Т.Б., Каше Г.А., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. др.

Настоящее Пособие представляет собой картинный материал по определенной лексической теме, который представлен в виде:

предметных, сюжетных, разрезных картин;

кратко и лаконично сформулированных заданий (например, "Назови ласково", "Посчитай-ка", "Кто без чего?", "Составь рассказ", "Собери картинку" и т.п.);

тщательно подобранных художественных произведений различного жанра (пословицы, поговорки, стихи, загадки), которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития их речи, но и для формирования и совершенствования речевого слуха, а также для развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия). Например, рассказать как понял ту или иную пословицу, запомнить загадку и потом её загадать детям и т.п.

Пособие предназначено для детей с общим недоразвитием речи, учителей-логопедов и других специалистов дошкольных образовательных учреждений, и может быть использовано в рамках работы над коррекцией речевых недостатков у детей.

Материал Пособия является хорошим помощником на логопедическом занятии, с его помощью каждый ребенок может отработать на практике полученные знания, обобщить имеющиеся представления и закрепить формируемый навык.

Работа с настоящим Пособием на фронтальном занятии гарантирует отработку требуемого навыка каждым ребенком самостоятельно, а у учителя-логопеда есть возможность проконтролировать характер выполнения задания и провести своевременную коррекцию возникающих у ребенка трудностей.

Работа в Пособии по индивидуальным заданиям, которые учитывают индивидуальные успехи ребенка, зону его актуального и ближайшего развития, а также степень и сложность нарушения, создает у ребенка благоприятный эмоциональный фон, вызывает стойкий познавательный интерес к выполняемой работе, и к занятиям в целом.

Пособие создано с учетом:

общедидактических принципов наглядности, доступности, сознательности обучения;

с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка;

принципа систематичности, повторяемости занятий и заданий;

принципа постепенного усложнения заданий и речевого материала;

принципа деятельностного подхода;

"зоны актуального и ближайшего развития" конкретного ребенка;

принципа опоры на сохранные анализаторы и психические функции;

На занятии важно установить оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных методов преодоления речевых нарушений именно такое соотношение составляет основу дифференцированного подхода к детям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Понятие об орфограмме. Типы орфограмм
При изучении особенностей усвоения орфографии нужно прежде всего дифференцировать орфограммы. Существуют разные определения понятия “орфограмма”. “Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу”. “Орфограммой называют то или иное написание в с ...

Результаты исследования и их обсуждение
В средней школе № 21 с 2001 учебного года идет активная работа по эстетическому воспитанию учащихся, где имеется научное направление в этой области. Эстетическое воспитание в данной школе предусматривает: - занятия теоретического плана на факультативных уроках; - занятия ритмической гимнастикой; - ...

Активизация речевого подражания
Ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми — потребность подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому учителю-логопеду необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторят ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru