Особенности словообразовательной деятельности детей с общим недоразвитием речи

Страница 5

упражнения для совершенствования умений и навыков через видоизменение ранее изученного материала;

контрольные упражнения с целью проверки глубины усвоения полученных знаний

организация практических заданий (нарисовать, отгадать, отметить, выделить, и т.п.) и др.

На протяжении ряда лет мною разрабатывалось и апробировалось Пособие для индивидуальной работы на фронтальных занятиях. Необходимость создания такого логопедического пособия обусловлена рядом причин:

недостаточная эффективность применения только демонстрационного материала на фронтальных занятиях, и явная необходимость большего использования (по количеству) индивидуального раздаточного материала.

использование индивидуальных карточек с заданиями позволяет повысить вариативность их применения, что в значительной степени влияет на результат обучения. Так, например, в ходе занятия можно организовать совместную работу - диалог между детьми и с педагогом.

Первоначально задания предлагались отдельно и дозировано, сообразно этапности и особенностям формирования лексико-грамматического строя речи, в том числе и словообразовательных навыков, у детей с общим недоразвитием речи, затем в ходе практического их применения они были объединены в удобную форму и сейчас имеют вид комплекса заданий.

Так было разработано Пособие, которое в настоящее время представляет собой систему индивидуально-фронтальных заданий, состоящую из серий специально подобранных игр, упражнений по определенной лексической теме, направленных на формирование лексико-грамматических категорий, развитие психических процессов (мышление, восприятие, память, внимание).

Материал Пособия составлен в соответствии с Программой воспитания и обучения детей 5-7 лет с ОНР, особенностями речевого дефекта каждого ребенка и методическими рекомендациями Филичевой Т.Б., Каше Г.А., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. др.

Настоящее Пособие представляет собой картинный материал по определенной лексической теме, который представлен в виде:

предметных, сюжетных, разрезных картин;

кратко и лаконично сформулированных заданий (например, "Назови ласково", "Посчитай-ка", "Кто без чего?", "Составь рассказ", "Собери картинку" и т.п.);

тщательно подобранных художественных произведений различного жанра (пословицы, поговорки, стихи, загадки), которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития их речи, но и для формирования и совершенствования речевого слуха, а также для развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия). Например, рассказать как понял ту или иную пословицу, запомнить загадку и потом её загадать детям и т.п.

Пособие предназначено для детей с общим недоразвитием речи, учителей-логопедов и других специалистов дошкольных образовательных учреждений, и может быть использовано в рамках работы над коррекцией речевых недостатков у детей.

Материал Пособия является хорошим помощником на логопедическом занятии, с его помощью каждый ребенок может отработать на практике полученные знания, обобщить имеющиеся представления и закрепить формируемый навык.

Работа с настоящим Пособием на фронтальном занятии гарантирует отработку требуемого навыка каждым ребенком самостоятельно, а у учителя-логопеда есть возможность проконтролировать характер выполнения задания и провести своевременную коррекцию возникающих у ребенка трудностей.

Работа в Пособии по индивидуальным заданиям, которые учитывают индивидуальные успехи ребенка, зону его актуального и ближайшего развития, а также степень и сложность нарушения, создает у ребенка благоприятный эмоциональный фон, вызывает стойкий познавательный интерес к выполняемой работе, и к занятиям в целом.

Пособие создано с учетом:

общедидактических принципов наглядности, доступности, сознательности обучения;

с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка;

принципа систематичности, повторяемости занятий и заданий;

принципа постепенного усложнения заданий и речевого материала;

принципа деятельностного подхода;

"зоны актуального и ближайшего развития" конкретного ребенка;

принципа опоры на сохранные анализаторы и психические функции;

На занятии важно установить оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных методов преодоления речевых нарушений именно такое соотношение составляет основу дифференцированного подхода к детям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Методика и технологии социально-педагогической деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изуч ...

Мониторинг качества образования как ресурс развития муниципальной системы образования
Методология управления качеством, нацеленная на перевод системы образования в новое состояние, обеспечивающее качественное современное образование, адекватное потребностям развивающейся личности, общества и экономики, является основополагающей в деятельности департамента образования Администрации М ...

Обобщение опыта организации досуга детей в летнем оздоровительном лагере «Бригантина»
Муниципальное учреждение «Комплексный Центр социального обслуживания населения «Надежда» (в дальнейшем - Центр «Надежда») создано решением Совета народных депутатов г. Переславля-Залесского № 27 от 06.11.1992 года, регистрационный номер 269. Центр «Надежда» - муниципальное предприятие, 06.11.1998 г ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru