Результаты выполнения заданий контрольного эксперимента (см. Протокол выполнения задания в Приложении 3).
Сравнительный анализ результатов выполнения 2-х серий заданий (Диаграмма 2. - см. Приложение 4) за СЕНТЯБРЬ, 2004-05 уч. года и МАЙ, 2005-06 уч. года позволяет отметить положительную тенденцию в формировании словообразовательного навыка у детей выделенной группы.
Так, значительно изменились в качественно положительную сторону показатели выполнения заданий обеих серий за два года обучения:
Показатель "справился с заданием" вырос значительно с 16% (2 чел) до 75% (9 чел) соответственно в 1 серии заданий и с 16% (2 чел) до 92% (11 чел) во 2 серии заданий соответственно.
Показатель "не справился с заданием" снизился с 54% (7 чел) до 0% соответственно в 1 серии заданий и во 2 серии заданий с 54% (7 чел) до 0% соответственно
Показатель "допустил ошибку" также претерпел значительные качественные изменения - в 1 серии заданий (по учебным годам соответственно) - 30% (4 чел) - 25% (3 чел), а во второй серии изменился с 30% (4 чел) до 8% (1 чел), что, несомненно, является определенным и явным результатом коррекционной работы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза экспериментальной работы подтвердилась не только в теоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками.
Так, в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли положительные изменения в сформированности словообразовательного навыка у выделенной группы дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, посредством использования оптимального сочетания заданий для индивидуально-фронтальной работы, а также при использовании всех средств коррекционно-педагогического воздействия при ОНР, и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ обучения, предполагающих изучение речевого дефекта каждого ребенка.
Проблема качества образования является актуальной в настоящее время. На городском педагогическом совете 26.08.2003 было принято определение понятия "качество образования", предложенное Поташником М.М., которое стало для всей системы образования нашего города системообразующим. Так, качество образования следует рассматривать, как обобщенную меру эффективности образовательной системы ДОУ, которая проявляется в её способности предоставлять комплекс услуг, отвечающий как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов и всё это направлено на результат.
Одним из основных условий повышения качества образования детей, имеющих речевые нарушения, является программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательной работы (в частности, тщательность отбора наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми определенной категории). Именно поэтому задачей работы учителя-логопеда является поиск оптимальных путей обучения, которые бы максимально были приближены к уровню развития речевых способностей и способствовали бы максимальному устранению имеющихся у них речевых нарушений.
С каждым годом увеличивается контингент детей, имеющих речевые дефекты различной степени выраженности от искажения звукопроизношения до нарушения всех компонентов речи (общее недоразвитие речи).
Анализ результатов проведенной диагностики сформированности грамматических категорий, в частности навыка словообразования, у детей с общим недоразвитием речи выявил значительные сложности в его формировании, что позволило наметить основные направления по коррекции имеющихся проблем. Коррекционно-развивающая работа предполагала не только использование традиционных методов и приемов обучения, но и разработку дополнительных средств, которые бы позволили максимально эффективно организовать работу каждого ребенка на фронтальном занятии.
Разработанное мною Пособие для индивидуально-фронтальных занятий, явилось одной из эффективных форм работы с детьми по формированию грамматических категорий, в частности словообразовательного навыка, у детей на этапе закрепления материала.
Суть Пособия заключается в том, что дети на фронтальном занятии работают по индивидуальным заданиям, которые представляют собой серии тщательно подобранных игр по определенной лексической теме и позволяют комплексно решать коррекционные задачи обучения детей с общим недоразвитием речи. Задания составлены в интересной и занимательной форме и представлены красочным картинным материалом, художественными произведениями различного жанра (пословицы, поговорки, стихи, загадки).
Информация о ообразовании:
Научное обоснование урока, как основной формы обучения в школе
Урок является основной формой организации учебного процесса в современной школе. В классно-урочной системе он представляет собой более или менее законченный отрезок педагогического процесса. Вот какое определение понятию «урок» дал в своей работе «Совершенствование процесса обучения» М.Н. Скаткин ...
Принципы построения обучающих программ по декоративно-
прикладному творчеству
Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, ...
Географическая конференция «Сокровищам Земли надежную охрану»
В рамках Недели географии в школе можно организовать географическую конференцию. Ее организуют для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к предмету. Занятия строят на основе добровольности, самостоятельности и творческой активности самих школьников. Эффективность этой работы во многом ...