Материал Пособия состоит из листов с заданиями, предназначенных как для индивидуальной работы ребенка, так и совместной работы с учителем-логопедом и всей группой детей. Текст заданий читает ребенку взрослый, в конце второго года обучения ребенок может их прочитать самостоятельно.
В Пособии предусмотрено постепенное увеличение объема и усложнение заданий. Так, например, ребенку предоставляется возможность сначала собрать разрезную картинку из 4-х, 5-ти и затем более частей.
Важно, что Пособие позволяет:
моделировать проблемные ситуации, которые ребенок может решить либо самостоятельно, либо в ходе совместной работы;
Например, в серии заданий ребенку необходимо разместить птиц (Пособие "Птицы") по заданной инструкции: "Посади всех сорок на ветки дерева, воробьев - под деревом, дятлов - на стволе дерева". В этом задании отрабатываются пространственные ориентировки, употребление предлогов НА, ПОД, уточняются представления о многообразии птиц и т.п.
отрабатывать употребление грамматических категорий (в частности, употребление предлогов). Например, "Рассели птиц", "Составь предложение";
формировать навык построения предложений разной синтаксической конструкции. Например, "Придумай предложение" - Дятел стучит по дереву. Птицы прилетели к кормушке и т.п.; "Составь рассказ" - уточнять экологические представления о фауне и флоре Земли;
формировать навык словоизменения, в том числе падежные конструкции, сообразно этапам и последовательности его формирования. Например, игры-задания: "Чего не хватает?" или "Кто без чего?" - сорока без хвоста, сова без крыльев, синица без клюва; "Посчитай-ка" - один филин, два филина, три филина, пять дятлов, пять воробьев; "Игра огород" - Я посадил огурцы - винительный падеж, Я посадил много огурцов - родительный падеж, Я выкапывал картошку лопатой - творительный падеж и т.п.;
развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация. Например, "Четвертый лишний": страус, ворона, воробей, дятел и т.п.;
Таким образом, настоящее Пособие позволяет решать коррекционные задачи обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Остановимся для примера на последовательности материала в Пособии по формированию словообразовательного навыка.
Коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование словообразовательного навыка у детей выделенной группы, предполагает определенную этапность (3 этапа) и последовательность.
1 этап.
Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
(см. Приложение 5)
Существительные: образование уменьшительно - ласкательных существительных с суффиксами: - К - , - ИК - , - ЧИК-.
Глаголы:
дифференциация совершенного и несовершенного вида;
возвратных и невозвратных глаголов
Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН-.
II этап.
Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
(см. Приложение 6)
Существительные:
уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: - ОНЬК, - ЕНЬК-, - ЫШЕК-, - ЫШК-;
образование существительных с суффиксом -НИЦ-;
образование существительных с суффиксом - ИНК - (пылинка), с суффиксом -ИН - (виноградина).
Глаголы:
глаголы с приставками В-, ВЫ-, НА-, ВЫ-;
глаголы пространственного значения с приставкой ПРИ-;
Прилагательные:
притяжательные прилагательные с суффиксом - И - без чередования (лисий);
относительные прилагательные с суффиксами - Н-, - АН-, - ЯН-, - ЕНН-;
качественные прилагательные с суффиксами - Н-, - ИВ-, ЧИВ-, - ЛИВ-;
III этап.
Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей
(см. Приложение 7)
Существительные: образование названий профессий
Глаголы: глаголы пространственного значения с приставками С-, У-, ПОД-, ОТ-, ЗА-, ПОД-, ПЕРЕ-, ДО-;
Прилагательные:
притяжательные прилагательные с суффиксом - И - чередованием (волчий);
относительные прилагательные с суффиксами - АН-, - ЯН-, - ЕНН-;
качественные прилагательные с суффиксами - ОВАТ-, - ЕНЬК-.
Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию навыка словообразования предполагает:
Формирование словообразования существительных
Информация о ообразовании:
Цели разделения темы на подтемы и уроки и требования к нему
Урок – это организационная форма процесса обучения, при которой мастер ПО в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте руководит деятельностью группы обучающихся с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения, используя при этом виды, средства и методы ра ...
Управление системой образования
Российская Федерация формирует федеральную составляющую системы органов управления образованием в Российской Федерации, а именно: федеральные (центральные) государственные органы управления образованием и федеральные ведомственные органы управления образованием. Органы управления образованием являю ...
Психолого-педагогические основы формирования
положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
Трудовое воспитание - гармония трёх начал: Надо, трудно, и прекрасно. В.А. Сухомлинский Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труд ...