Понятие об информационной культуре учащихся и пути ее формирования

Статьи по педагогике » Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся » Понятие об информационной культуре учащихся и пути ее формирования

Страница 5

Проходили века, люди совершенствовали передачу информации, появилось рисуночное письмо – пиктография.

Пиктография (лат.) – буквальный перевод «нарисованный», письмо рисунками. Передача какого-либо сообщения при помощи рисунка или целой серии рисунков.

Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, природы.

В наши дни, когда вы спешите, вдруг замечаете знак: в кружке фигурка человека, перечеркнутая наискось. И вам без слов ясно: здесь прохода нет. Это пиктография – рисуночное письмо. Пиктография заполнила жизнь современного человека, частично взяв на себя передачу смысловой информации средствами рисуночной символики.

Примером пиктографии можно считать гербы государств, торговые марки, религиозную символику и т.д. Ярким примером пиктографического письма является послание индейских племен конгрессу США. Оно написано около 150 лет назад.

«Основное содержание послания таково: семь племен (их представляют семь животных, именами которых называются племена) просят разрешения на переселение в район озер (они в нижнем левом углу, и к ним ведет линия от головы главного представителя племен – направление их желаний); в послании сказано, что племена единодушны в своем желании, на что указывают линии, соединяющие головы и сердца животных, - знак единства их мыслей и чувств».

Узелковое письмо (кипу) – широко было распространено у кочевых племен. Из истории известно, что у многих народов в старину использовалось так называемое «узелковое письмо». Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке (палке) шнурок особым способом. Сложная система узлов передавала содержание дипломатических речей и договоров.

Чем ближе к началу веревки (палки) узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.

Значение цветов: желтый узел – золото; белый узел – серебро или мир; черный узел – смерть; зеленый узел – хлеб; если узел не окрашен – число.

Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на малейшие детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом. Такое письмо было трудно прочитать (ему обучались годами).

Со временем возникло более простое письмо – буквенное, появился алфавит – сначала буквы писались на камне, а потом перешли на другие материалы.

Знакомство детей с историей возникновения способов хранения информации продолжается на следующих занятиях, на которых рассматривается история глиняных табличек, папируса и пергамента, а также собственного история возникновения бумажных книг.

Данный пример наглядно демонстрирует, насколько интересны и информативны могут быть занятия по данному курсу. Здесь происходит не только обогащение знаний учащихся о таком обычном, казалось бы предмете, как книга, но и развиваются навыки работы со справочной литературой, умение выделять нужную информацию и фиксировать ее, умения библиографического плана. В этом как раз и помогают ресурсы школьной библиотеки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Анализ феномена самооценки детей в психолого-педагогических исследованиях
Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, является самосознание, центральным компонентом которого выступает самооценка. Она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его крит ...

Обучение звуковой речи
Основные положения этого метода заключаются в следующем: 1) необходимость систематического обучения в школах; 2) письмо и речь идут рука об руку; 3) обращается внимание на техническую, грамматическую (формальную) и материальную сторону языка; 4) при прохождении материальной стороны надо руководство ...

Технологии получения информации
Источник информации – первый элемент информационной метамодели образовательного процесса. Каждый тип источника информации как элемент системы характеризуется определенными свойствами и функциями. Свойства источника информации: - тип носителя информации (биологический, механический, оптический, магн ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru