Понятие об информационной культуре учащихся и пути ее формирования

Статьи по педагогике » Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся » Понятие об информационной культуре учащихся и пути ее формирования

Страница 1

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности. «Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий».

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.

Организация такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых усилий школы и библиотеки.

Основные направления работы по формированию информационной культуры школьников следующие:

I. Комплектование библиотечного фонда.

1. Информационная и методическая работа.

2. Массовая работа со школьниками.

3. Индивидуальная работа с читателями.

4. Систематическое повышение собственного профессионального уровня.

Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. Это также и площадка для реализации уже полученных навыков, для проявления творчества (и не только литературного), и, самое главное, для проявления самостоятельности.

Но библиотека не может реализовывать это своё предназначение без теснейшей связи и с администрацией школы, и с педагогами, и с методическими объединениями предметников. Школьный библиотекарь может стать инициатором (и координатором) работы всех методических объединений по выработке единых требований, касающихся разных способов использования информации.

Работа по формированию информационной культуры школьников будет эффективной только в том случае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром, наладить информационную, документную и методическую поддержку этой деятельности.

Библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:

1) научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);

2) приобщать учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;

3) развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Анализ учебников по информатике
В проекте стандарта и обязательном минимуме по информатике содержание алгоритмической линии определяется через следующий перечень понятий: алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя; формальное исполнение алгоритмов; основные алгоритмические конструкции; вспом ...

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе
Развитие творческой личности, ее художественных способностей непосредственно связана с целью и задачами преподавания предмета искусства. Его основная ЦЕЛЬ – приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении ко ...

Описание психодиагностического эксперимента
Первый этап исследование стиля межличностных отношений проводилось в 2007 году студенткой кафедры «Психология» ИАТЭ. Данную группу обследовали три раза: Номер обследования Дата обследования 1. 2. 3. Сентябрь 2007 Май 2008 Октябрь 2008 Второй этап исследования проводился 21октября 2008 года. В обсле ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru