Основной прием при проверке написания безударной гласной - постановка ударения в слове, т.к не чувствуя ударения, ученики не обнаруживают безударную гласную и не видят опасности, при которой надо сикать проверочное слово, кроме этого, практика показывает, что даже в 5-м классе ученики допускают ошибки при выделении ударного слога, что же касается скорости этой операции, она отсутствует у многих учеников. Работа по формированию умения обнаруживать безударные гласные строится так. Уже на первых уроках обучение грамоте дети встречаются с понятием ударения (стр.16 “Азбука” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшина, А.Ф Шанько).
Фрагмент урока “Понятие об ударении”.
1. Составление рассказа по сюжетной картинке в “Азбуке”.- Кого вы видите на рисунке? (Маму, бабушку, девочку, мальчика). Как их можно назвать вместе? (Семья).Составим по одному предложению о каждом члене семьи, чтобы получился рассказ. Сколько предложений должно быть в рассказе? (Четыре). Итак, расскажите, кто чем занят.
2. Повторение изученного о предложении, слове, слоге.- Запишем схему предложения о мальчике: “Мальчик читает книгу”. На, что делится предложение? (На слова). Посчитайте, сколько слов в предложении. (Три). Какое первое, второе, третье? Как обозначим каждое слово? Что поставим в конце?
- А можем ли мы разделить слово на части? Как называются эти части, из которых как бы сложены слова? (Слоги).
- Произнесите первое слово по слогам, определите, сколько слогов. Как показать это на схеме? (Разделить слово-полоску черточкой на две части). (Далее аналогичная работа с каждым словом, в результате чего схема принимает следующий вид):
3. Упражнение в проговаривании по слогам.
- Хотите узнать, какую книгу читает мальчик? (Учитель показывает книгу А.Толстого “Приключения Буратино”, умеющие читать дети прочитывают ее название). Вам знакома эта книга?- А вы знаете, когда Буратино учился говорить, он не мог проговорить все слово целиком, а говорил по слогам. Посмотрите на картинку: девочка показывает маме, как учился говорить Буратино . Давайте и мы покажем. Я буду папа Карло, а вы - Буратино. Я буду называть слово целиком, а вы - по слогам. (Учитель предлагает слово "папа", "рука", "рубашка", "Буратино" и др.)
4. Введение понятия ударения.
- Так как Буратино умеет говорить слова по слогам, сегодня на уроке он будет нашим помощником. (Учитель показывает детям куклу Буратино или бумажную фигурку). Он хочет проверить, как вы научились делить слова на слоги, и приготовил такое задание:
"Поставьте слова парами".
(На доске картинки - можно взять слова из орфографического словарика, например: "сахар", "автобус", "завод", "карандаш"). Нужно найти слова, в которых равное количество слогов.
- Что нарисовано на этой картинке? (Сахар). Проверьте по слогам: са-хар. Сколько слогов? (Два). (Учитель записывает под картинкой схему). Что на этой картинке? (Автобус). Посчитайте, сколько слогов. (Три). Поставим ли в пару эти слова? (Нет). (Учитель располагает картинку отдельно, записывает схему слова. После анализа остальных слов картинки располагаются попарно, под каждой соответствующая схема:
- Чем похожи слова в первой паре ? (Имеют два слога). А одинаковые ли они по произношению? Вот послушайте: са – аа - хар. (Учитель произносит слово в целом и делает акцент на слоге "са"). Какой из слогов произносится с большей силой голоса - т.е. более протяжно, громко? (Первый - "са").
Этот слог произносится более протяжно, с ударением в голосе. Он является ударным. Произнесите слово в целом, выделив ударный слог: сахар. На схеме ударный слог обозначится так /. (Учитель ставит черточку). Это знак ударения. Какой же слог - первый или второй - является ударным ? (Первый).
- Послушайте слово "завод". Какой слог произносится более громко, протяжно - т.е. с ударением? (Место ударения в первом слове - на первом слоге, во втором - на втором). (Проводится алогичная работа со второй парой слов, обозначается ударение на схемах).
- А можно ли изменить место ударения в слове "карандаш"? Например, перенести его на первый слог? Произнесите слово с ударением на первом слоге: карандаш. (Так тоже мы не говорим) . Значит, в слове может быть только одно ударение, и если поставить его неверно, то слово станет неправильным, непонятным .
Информация о ообразовании:
Особенности социальной среды современного села
Сельская среда представляет собой особый мир. Для села характерны однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникац ...
Диагностика уровней развития позитивного отношения у школьников к обучению
Вторая глава данной работы представляет собой исследование, посвященное описанию методики формирования позитивного отношения к обучению. В связи с этим, следуя логике педагогического исследования, во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа (цель, задачи, условия, содержание, методы ...
Состояние проблемы организации деятельности детских оздоровительных лагерей
Пристальное внимание всех заинтересованных лиц к проблемам детского отдыха понятно, так как здоровье подрастающего поколения является основой перспективного развития общества и одним из важнейших элементов обеспечения его безопасности. В нашей стране, начиная с периода реформ, в связи с уменьшением ...