Овладение умением ставить ударение и обнаруживать безударные гласные

Статьи по педагогике » Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников » Овладение умением ставить ударение и обнаруживать безударные гласные

Страница 2

5. Закрепление.

- Вернемся на страницу 16 "Азбуки". Посмотрим на схемы слов. Буратино спрашивает: "Чем они похожи и чем отличаются?"- Что изображено на картинках? Подберем к каждой схеме нужную картинку, правильно определив в слове ударный слог. А поможет не ошибиться "невидимка-молоточек". О нем Буратино принес стишок:

Ударный слог, ударный слог - Он назван так не даром. Эй, невидимка-молоток.Отметь-ка слог ударом.

- Когда мы будем произносить ударный слог, мы должны будем как бы ударять по нему невидимым молоточком. Попробуем. Произнесите по слогам слово "машина". (Ма-ши-на). Какой первый слог? Второй? Третий? А теперь взяли в руки невидимый молоточек. Произнесем слово целиком и ударим на нужный слог. (Дети хором произносят слово, изображают взмахом руки "удар молотка") .Какой же слог ударный? (Второй - ЩИ).- А как называется человек, который водит машины ?(Водитель или шофер). Некоторые люди говорят неверно: "шо-фер". Нужно делать ударение на втором слоге: "шофер". Ударим по нему молоточком.

6. Упражнения в определении ударного слога.

- Буратино очень любит игрушки и даже на уроке не может без них обойтись. Посмотрите: он принес кубики и палочку. Кубики будут обозначать слоги, а палочка - наш ударный молоточек. Кто хочет начать игру? (Один ученик подходит к столу учителя и становится лицом к классу). Я называю слово "парта" . Сколько слогов? Сколько кубиков нужно взять? (Ученик вместе с классом проговаривает слово по слогам, выставляет два кубика). Какой слог обозначает первый кубик? Второй? А теперь найдем ударный слог, ударим по нему молоточком. (Класс "ударяет" взмахом руки, ученик - палочкой по первому кубику).Какой же слог ударный ? (Первый).

Та-та-та. ля-ля-ля

- Давайте оживим нашу схему. В слове два слога та-та. Первый слог ударный та-та. Послушайте, как я пропою схему слова: тааа-та (нараспев)- А теперь попробуем вместе: тааа-та. Молодцы! Вы настоящие волшебники, посмотрите на оставшуюся схему на доске. Какого же знака в ней не хватает? Знака ударения.- Где надо поставить черточку (знак ударения), чтобы показать, что ударный слог в слове второй? (Над вторым слогом)- Давайте оживим схему. В слове два слога: ТА-ТА. Второй слог ударный. Пропойте схему слова: та-таааа.- Знак ударения - наш волшебный помощник. Сейчас он составит схему слов, потом будет помогать нам правильно читать и даже писать настоящие слова.

2. Измени ударение.

- Можно ли изменить ударение в слове "стакан"? Попробуем перенести на первый слог: стакан. (Так не говорят) .- Попробуем взять другое слово. Для Незнайки и Буратино нужны две кружки (стр. 17 "Азбуки").- Определите, сколько слогов. Какой первый, второй? (На доске записывается схема, как в "Азбуке"). Попробуем перенести ударение на второй слог (Знак ударения переносится - это палочка, выстриженная из картона).- Произносится слово с ударением на втором слоге (КРУЖКИ) Получилось совсем другое слово. (Учитель помещает над схемой рисунки нескольких кружков). ВЫВОД. Когда меняем ударение в слове - слово становится неправильным или совсем другим.

3. Подбираем слова к схеме (стр.17 "Азбуки").

- Можно бы уже звать Незнайку и Буратино за стол, да мама вдруг увидела, что на столе кое-чего из посуды не хватает. А чего - догадайтесь по схеме. Я только немножко подскажу: к чаю будут конфеты. Куда же их можно положить? (В вазу). Проверим, подходит ли это слово под схему (схема выносится на доску).

- Сколько должно быть слогов? (Два). проговорим по слогам: ва - за. Какой слог по схеме под ударением? (Первый). А в слове "ваза"? (Первый). Затем подбираются и другие слова.("Фея" - название конфет, которые лежат в вазе. "Пав-лик"- сын, который помогает маме накрыть стол; "ложка", "ножи" и др.).

На следующих уроках постановка ударения продолжается, предлагаются и игры.

4. Игра "Положи палочку".

(У каждого ученика набор полосок для записи слогов, счетные палочки).

Показываем игрушки, картинки; учащиеся должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, дети должны положить палочку над первой полоской.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ сочинений
Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинально ...

Введение понятий в школьном курсе математики
При формировании понятий необходимо организовывать деятельность учащихся по усвоению двух основных логических приёмов: подведение под понятие и выведение следствий из факта принадлежности объекта понятию. Действие подведения под понятие имеет следующую структуру: Выделение всех свойств, зафиксирова ...

Особенности проявления лексических ошибок в речи исследуемого контингента
Далее мы рассмотрим наиболее выраженные ошибки допущенные учащимися при выполнении различных типов заданий (будем рассматривать средние значения менее 0,5, так как, по нашему мнению это отражает наиболее выраженные затруднения при работе с материалом). Проанализируем наиболее часто встречающиеся ош ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru