Структура коллектива

В различных подсистемах отношений одни и те же члены коллектива могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами коллектива. От позиции, занимаемой человеком в коллективе, зависит мера его формального влияния на мнения и поступки остальных членов коллектива. Когда о школьнике говорят, что он занимает определенную позицию (председатель совета коллектива), то этим подчеркивается его официальное положение в классе. Если же психологи говорят об ученике, что он имеет высокий статус, то обычно подразумевают, что этот школьник пользуется авторитетом. Признанием и доверием у товарищей по ученическому коллективу, способен оказывать существенное влияние на их мнения и поведение.

Понятие статуса в одинаковой мере относится как к непосредственным отношениям в коллективе, так и опосредованно. Например, высокий статус ученика в системе непосредственных, личных отношений, симпатий или антипатий в классе означает, что товарищи его любят, уважают, к его мнению прислушиваются. Но этот же самый школьник может иметь невысокий статус в системе коллективистских, деловых, опосредованных содержанием деятельности отношений и не быть способным, например, оказывать влияние на сплоченность коллектива, в котором учится.

Внутренняя установка человека в системе коллективных отношений – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как человек оценивает свое положение, уважение к себе со стороны других членов коллектива, свой авторитет и степень своего влияния на них.

Следующее из понятий, характеризующих психологическую структуру коллектива, - это роль. В социальной психологии роль определяется как нормативно заданный, одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего то или иное положение, ту или иную позицию в коллективе. Роль может определяться официальным местом, занимаемым человеком в ученическом коллективе (например, роль старосты, звеньевого). Она может быть приобретена, избрана самим школьником по собственной воле или предложена ему товарищами по коллективу (роль лидера, шута). Войдя в свою роль, человек постепенно привыкает к ней, старается вести себя в соответствии с ней, и товарищи ждут от него именно такого поведения, которое согласуется с этой ролью. Кроме сложившейся в коллективе системы межличностных отношений социально-психологическую структуру коллектива описывают в таких понятиях, как композиция.

Композиция коллектива – это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава коллектива. О классах, состоящих из очень различных по своим индивидуально-психологическим особенностям школьников, говорят, что они обладают неоднородной композицией.


Информация о ообразовании:

Использование строительно-конструктивной игры как средство формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
Игра-это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: цели, мотивы, средства реализации, планомерные действия и результат. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего ...

Основные направления формирования словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Формирование грамматического строя языка (словообразования, словоизменения) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации) Для освоения словообразования и словоизменения в частности важны приемы, стимули ...

Эмоциональное развитие детей в игре
Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. На существовании особого, эмоцио ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru