Структура коллектива

В различных подсистемах отношений одни и те же члены коллектива могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами коллектива. От позиции, занимаемой человеком в коллективе, зависит мера его формального влияния на мнения и поступки остальных членов коллектива. Когда о школьнике говорят, что он занимает определенную позицию (председатель совета коллектива), то этим подчеркивается его официальное положение в классе. Если же психологи говорят об ученике, что он имеет высокий статус, то обычно подразумевают, что этот школьник пользуется авторитетом. Признанием и доверием у товарищей по ученическому коллективу, способен оказывать существенное влияние на их мнения и поведение.

Понятие статуса в одинаковой мере относится как к непосредственным отношениям в коллективе, так и опосредованно. Например, высокий статус ученика в системе непосредственных, личных отношений, симпатий или антипатий в классе означает, что товарищи его любят, уважают, к его мнению прислушиваются. Но этот же самый школьник может иметь невысокий статус в системе коллективистских, деловых, опосредованных содержанием деятельности отношений и не быть способным, например, оказывать влияние на сплоченность коллектива, в котором учится.

Внутренняя установка человека в системе коллективных отношений – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как человек оценивает свое положение, уважение к себе со стороны других членов коллектива, свой авторитет и степень своего влияния на них.

Следующее из понятий, характеризующих психологическую структуру коллектива, - это роль. В социальной психологии роль определяется как нормативно заданный, одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего то или иное положение, ту или иную позицию в коллективе. Роль может определяться официальным местом, занимаемым человеком в ученическом коллективе (например, роль старосты, звеньевого). Она может быть приобретена, избрана самим школьником по собственной воле или предложена ему товарищами по коллективу (роль лидера, шута). Войдя в свою роль, человек постепенно привыкает к ней, старается вести себя в соответствии с ней, и товарищи ждут от него именно такого поведения, которое согласуется с этой ролью. Кроме сложившейся в коллективе системы межличностных отношений социально-психологическую структуру коллектива описывают в таких понятиях, как композиция.

Композиция коллектива – это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава коллектива. О классах, состоящих из очень различных по своим индивидуально-психологическим особенностям школьников, говорят, что они обладают неоднородной композицией.


Информация о ообразовании:

Компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры
Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные компоненты. Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи с различными явлениями окружающей действительности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосыл ...

Социальные мотивы получения образования
Мотивация получения высшего образования зависит от различных факторов (гендерных, возрастных, специализации вуза и др.). Более того, можно предположить, что эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязаны. Иными словами, можно попытаться выявить различные типы мотивации получен ...

Педагогические взгляды П.П. Чистякова
Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова. П. П. Чистяков считал, что Академия художеств времени его преподавания (1872—1892) нуждается в реформе и новых методах работы с воспитанниками, необходимо усовершенствовать методику преподавания рисунка, живописи, композиции. С 1871 года Ч ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru