Структура коллектива

В различных подсистемах отношений одни и те же члены коллектива могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами коллектива. От позиции, занимаемой человеком в коллективе, зависит мера его формального влияния на мнения и поступки остальных членов коллектива. Когда о школьнике говорят, что он занимает определенную позицию (председатель совета коллектива), то этим подчеркивается его официальное положение в классе. Если же психологи говорят об ученике, что он имеет высокий статус, то обычно подразумевают, что этот школьник пользуется авторитетом. Признанием и доверием у товарищей по ученическому коллективу, способен оказывать существенное влияние на их мнения и поведение.

Понятие статуса в одинаковой мере относится как к непосредственным отношениям в коллективе, так и опосредованно. Например, высокий статус ученика в системе непосредственных, личных отношений, симпатий или антипатий в классе означает, что товарищи его любят, уважают, к его мнению прислушиваются. Но этот же самый школьник может иметь невысокий статус в системе коллективистских, деловых, опосредованных содержанием деятельности отношений и не быть способным, например, оказывать влияние на сплоченность коллектива, в котором учится.

Внутренняя установка человека в системе коллективных отношений – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как человек оценивает свое положение, уважение к себе со стороны других членов коллектива, свой авторитет и степень своего влияния на них.

Следующее из понятий, характеризующих психологическую структуру коллектива, - это роль. В социальной психологии роль определяется как нормативно заданный, одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего то или иное положение, ту или иную позицию в коллективе. Роль может определяться официальным местом, занимаемым человеком в ученическом коллективе (например, роль старосты, звеньевого). Она может быть приобретена, избрана самим школьником по собственной воле или предложена ему товарищами по коллективу (роль лидера, шута). Войдя в свою роль, человек постепенно привыкает к ней, старается вести себя в соответствии с ней, и товарищи ждут от него именно такого поведения, которое согласуется с этой ролью. Кроме сложившейся в коллективе системы межличностных отношений социально-психологическую структуру коллектива описывают в таких понятиях, как композиция.

Композиция коллектива – это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава коллектива. О классах, состоящих из очень различных по своим индивидуально-психологическим особенностям школьников, говорят, что они обладают неоднородной композицией.


Информация о ообразовании:

Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях
Многие исследователи, ученые, педагоги-практики в контексте гуманистической педагогики в настоящее время ориентируются на идеи поддержки и сопровождения. Термин "педагогическая поддержка" используется широко и многозначно. Исследователь В.П. Бедерханова отмечает, что данный термин, в перв ...

Задачи трудового воспитания в ДОУ
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, у ...

Педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения
Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления этого качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретает задача формировани ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru