Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Статьи по педагогике » Неделя географии в средней школе » Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Страница 1

В рамках Недели географии важное место могут занять игровые формы мероприятий. В психологии, дидактике, методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игру можно определить как эпизодическую форму организации внеклассной деятельности, прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке. Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в ее основу. В качестве примера одной из таких классификаций, можно привести такую, как на рисунке 1.

Рисунок 1 - Классификация игр

Деление академических игр на имитационные и не имитационные связано с технологией их создания и использования. Если в игре моделируется процесс или имитируется реальность, то такие игры относятся к подгруппе “имитационных” игр.

Рассмотрим методические особенности проведения некоторых из названных в классификации игр.

Имитационно-ролевые игры требуют от учителя специального обучения учащихся, их подготовки к исполнению ролей. Они рассчитаны не столько на улучшение усвоения предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность свободно “сыграть” роль, взятую из реальной жизни. Подготовка к исполнению ролей начинается после того, как сформулирована и осознана идея или ситуация. Разработка этой идеи (ситуации) до степени пригодности для разыгрывания, проходит три больших этапа.

На первом этапе формулируется цель игры и дается необходимая исходная информация. На этом этапе ученики должны четко представлять себе проблему, соотнести ее с поставленной целью. Учителю следует обратить особое внимание на формирование групп. Важно, чтобы получилась творческая группа. Здесь может быть несколько подходов. Более рациональным является подход, когда ученик сам выбирает определенную проблему и самостоятельно решает, с какой группой участников игры у него есть желание работать.

Второй этап – это самостоятельная работа учащихся в малых группах. Приступая к решению проблемы или задачи, ученики не владеют в достаточной степени знаниями и умениями для их разрешения. Однако они пытаются с помощью учителя вникнуть и глубоко понять проблему, вырабатывают навыки в анализе ситуации и проявляют способности личности. Здесь активно используется практический опыт каждого участника игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем или задач, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы каждый участник группы имел возможность высказать свою позицию, так как коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы для ее решения.

Третий этап – это межгрупповая дискуссия. Каждая малая группа докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают либо с критическими замечаниями, либо в поддержку представленного проекта.

Имитационная игра – сильный стимулятор активной учебной деятельности. Она считается эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в сложных ситуациях. Здесь действия учеников разыгрываются по особому “сценарию”, моделирующему какие-либо аспекты экологической действительности, что позволяет имитировать многие процессы в учебной аудитории. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные “игроки” не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. Поэтому в большинстве случаев требуется объединение усилий отдельных участников для их достижения. В ходе игры ученики принимают на себя роли, соответствующие реальной действительности. Важное достоинство имитационных игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного предмета и знакомиться с моделями экологических систем, - они дают обучаемым опыт коллективного принятия решения. В игре достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими участниками и с учителем.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Формы работы социального педагога по профориентации
В этом параграфе мы рассмотрим основные формы профориентационной работы. В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов профоиентационной работы - это лекции о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области на вечер, конку ...

Опытно–поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии: анализ и обобщение результатов
В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, пре ...

Классификация и происхождение глухонемоты
Еще во времена Аристотеля глухонемоту разделяли на врожденную и приобретенную. По мере накопления новых данных выяснилось, однако, что такого рода классификация недостаточна. В настоящее время имеется множество предложений для классификации глухонемоты, но ни одно из них не является ни общепризнанн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru