Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Статьи по педагогике » Неделя географии в средней школе » Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Страница 1

В рамках Недели географии важное место могут занять игровые формы мероприятий. В психологии, дидактике, методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игру можно определить как эпизодическую форму организации внеклассной деятельности, прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке. Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в ее основу. В качестве примера одной из таких классификаций, можно привести такую, как на рисунке 1.

Рисунок 1 - Классификация игр

Деление академических игр на имитационные и не имитационные связано с технологией их создания и использования. Если в игре моделируется процесс или имитируется реальность, то такие игры относятся к подгруппе “имитационных” игр.

Рассмотрим методические особенности проведения некоторых из названных в классификации игр.

Имитационно-ролевые игры требуют от учителя специального обучения учащихся, их подготовки к исполнению ролей. Они рассчитаны не столько на улучшение усвоения предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность свободно “сыграть” роль, взятую из реальной жизни. Подготовка к исполнению ролей начинается после того, как сформулирована и осознана идея или ситуация. Разработка этой идеи (ситуации) до степени пригодности для разыгрывания, проходит три больших этапа.

На первом этапе формулируется цель игры и дается необходимая исходная информация. На этом этапе ученики должны четко представлять себе проблему, соотнести ее с поставленной целью. Учителю следует обратить особое внимание на формирование групп. Важно, чтобы получилась творческая группа. Здесь может быть несколько подходов. Более рациональным является подход, когда ученик сам выбирает определенную проблему и самостоятельно решает, с какой группой участников игры у него есть желание работать.

Второй этап – это самостоятельная работа учащихся в малых группах. Приступая к решению проблемы или задачи, ученики не владеют в достаточной степени знаниями и умениями для их разрешения. Однако они пытаются с помощью учителя вникнуть и глубоко понять проблему, вырабатывают навыки в анализе ситуации и проявляют способности личности. Здесь активно используется практический опыт каждого участника игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем или задач, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы каждый участник группы имел возможность высказать свою позицию, так как коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы для ее решения.

Третий этап – это межгрупповая дискуссия. Каждая малая группа докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают либо с критическими замечаниями, либо в поддержку представленного проекта.

Имитационная игра – сильный стимулятор активной учебной деятельности. Она считается эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в сложных ситуациях. Здесь действия учеников разыгрываются по особому “сценарию”, моделирующему какие-либо аспекты экологической действительности, что позволяет имитировать многие процессы в учебной аудитории. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные “игроки” не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. Поэтому в большинстве случаев требуется объединение усилий отдельных участников для их достижения. В ходе игры ученики принимают на себя роли, соответствующие реальной действительности. Важное достоинство имитационных игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного предмета и знакомиться с моделями экологических систем, - они дают обучаемым опыт коллективного принятия решения. В игре достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими участниками и с учителем.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Формирование социальной среды как фактора, способствующего росту гражданской активности обучающихся
Школа не может существовать отдельно от нужд и потребностей жителей окружающего ее сообщества, именно она может стать инициатором развития этого сообщества. Представление о внешнем окружении, о силе его воздействия на школу и осознание сложности учета взаимодействия школы с внешней средой является ...

Роль звукового анализа слова в развитии фонематического слуха младших школьников
На современном этапе развития общества среди детей, которые поступают в школу, нет таких, которые не знали бы о существовании букв, не видели бы их в книгах. Звуки же, в отличие от букв, могут до обучения отсутствовать в сознании ребенка, не существовать для него. Поэтому правильно поступают те учи ...

Статистический анализ полученных результатов
В исследовании приняли участие три группы испытуемых, как указывалось выше: 1 группа – Таллиинская центральная гимназия (tkvg). 2 группа – Лаагнаская гимназия, подразделяется на две группы тестируемых: (lg; lg-1, lg-2). 3 группа – Каллаверская средняя школа (kkk). Ниже в таблицах 1–3 представлены о ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru