Экскурсия как особая форма урока

Экскурсия - поездка (коллективная или индивидуальная) куда-нибудь с образовательной или увеселительной целью.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы.

Экскурсия – это психологически грамотное средство формирования понятий и умственных действий, поскольку она дает благодатную возможность реализовать принцип поэтапности.

Основная дидактическая цель экскурсий – формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсии дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты под непосредственным руководством учителя.

Экскурсии выполняют те же функции, что и уроки: обучающую, воспитывающую, развивающую. Вместе с тем экскурсии по сравнению с классными занятиями имеет ряд преимуществ. Они позволяют сблизить методы обучения и методы научного исследования – экскурсию можно рассматривать как аналог научной экспедиции. Неоценима роль экскурсии в экологическом образовании школьников. Большие возможности представляют экскурсии для формирования эстетических отношений, развития мышления, наблюдательности. Не случайно многие прогрессивные методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность экскурсий в школьном обучении.

В то же время на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно – обычно не более трех-пяти в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населенного пункта. Кроме того, проведение экскурсии связано с определенными организационными трудностями. Для начинающих учителей, студентов-практикантов проведение экскурсии часто связано с трудностями управления классом (поддержание дисциплины). Дети часто воспринимают экскурсию как прогулку, на которой можно вести себя свободнее, чем на уроках.

Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношения человека и природы.

Велико педагогическое значение экскурсий. Следует, прежде всего, отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знание учащихся.

Различают следующие виды экскурсий:

- в природу;

- в музей и на выставки;

- на производственные предприятия

Экскурсии можно подразделить на предметные и комплексные. На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-то одного компонента природы, одного вопроса темы. На комплексных экскурсиях изучается комплекс объектов. По месту в системе других школьных занятий экскурсии можно подразделить на вводные, текущие (сопутствующие классному изучению темы), заключительные.

Вводные экскурсии, как и вводные уроки, предваряют изучения той или иной темы или большой части курса.

Цель вводной экскурсии –получить непосредственные представления об изучаемых объектах для последующего их развития и обобщения в условиях классных занятий. На этой же экскурсии собираются материалы для их последующего использования на классных занятиях при изучении соответствующей темы. Целесообразность вводных экскурсий подтверждаются словами А.В. Сухомлинского, говорившего, что «… без того, чтобы сначала учить детей задумываться над явлением природы, начинать учить детей в классе нельзя…».

Текущие экскурсии проводятся параллельно с классным изучением соответствующей темы. Заключительные экскурсии проводятся в конце изучения темы или всего курса. Главной дидактической целью таких экскурсий является научить детей соотносить полученные на уроках знания с процессами и явлениями, происходящих в окружающем мире.


Информация о ообразовании:

Особенности развитии связной речи учащихся младших классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи страдает речевая деятельность. Впервые это нарушение было установлено Р.Е. Левиной. Р.Е. Левина определила общее недоразвитие речи, как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся ...

Наглядность как принцип обучения с точки зрения различных педагогов
коменский образование диалектика обучение Впервые сформулированный Я.А. Коменским принцип наглядности был в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Психологические исследования, посвящённые использованию различных средств наглядности, проводились Л.В. Занковым, И.М. С ...

Особенности проявления лексических ошибок в речи исследуемого контингента
Далее мы рассмотрим наиболее выраженные ошибки допущенные учащимися при выполнении различных типов заданий (будем рассматривать средние значения менее 0,5, так как, по нашему мнению это отражает наиболее выраженные затруднения при работе с материалом). Проанализируем наиболее часто встречающиеся ош ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru