Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте

Статьи по педагогике » Эстетическое воспитание средствами искусства » Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте

Страница 1

Вспомним: в самом раннем возрасте ребенок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки то успокаиваясь и притихая, то ожив­ляясь и радуясь в зависимости от характера музыки. Он также охотно включается в пение, следуя примеру взрослого. Из первых его речевых реакций — гуления, лепета — рожда­ется и речь, и первые попытки подражать отдельным певческим интонациям. Ребенок способен довольно длительно сосредоточиваться на рассматривании ярких игрушек. Так же несомненно и его раннее стремление ответить на веселую плясовую музыку сначала оживлением, выражающимся в улыбке, движениях рук и ног, а затем со временем и более оформившимся движением. Можно отметить раннее проявле­ние эмоциональной отзывчивости на музыку, на ритмичные прибаутки, развитие слуховых ощущений, если детей приоб­щают к музыке.

А затем появляются стихи, как яркие, сильно воздействую­щие и доступные детям средства художественного воспитания на самом раннем этапе развития.

По мере формирования различных психических функции, интенсивного развития речи, мышления возникают и более сознательные художественные переживания. Песня, инстру­ментальная пьеса, стихи, картинка имеют всегда какое-то жизненное содержание. Поэтому вначале слушание музыки, стихов часто сопровождается показом игрушек. Это поясняет детям содержание музыки, стихов. Но постепенно они начи­нают уже понимать, что можно только спеть, только сплясать. Детям доставляет удовольствие сам процесс пения и движе­ния.

К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые дают ему известную самостоятельность, в том числе и в таких действиях, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Посред­ством рук, глаз, слуха он утверждается во всякой, в том числе и художественной, деятельности.

Ребенок небезразлично относится к окружающей обстанов­ке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, краси­вые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности. Такие слова, как «музыка», «пляска», «картин­ка», вызывают уже соответствующий настрой, желание, готовность соответственно действовать.

Все эти ранние художественные проявления могли бы и не развиваться, если бы не было систематического и активного руководства со стороны взрослого. В первые же годы своей жизни ребенок осваивает очень многое. Так, начав рисовать примерно с 1,5—2 лет, ребенок к 3 годам проходит как бы подготовительный к изображению период. Он в состоянии узнавать в рисунке предмет, называть его. В движениях у него появляется намеренность. Особенно это видно, когда ребенок произвольно пытается повторить движение при лепке и рисунке, следуя показу взрослого.

Появляется и активный интерес к музыке, стихам, сказкам, выражающийся в просьбах их исполнить, в желании прогова­ривать и подпевать последующие строчки стихов и песен. Ребенок в состоянии подражать выразительным интонациям в стихах и певческим интонациям в песнях. Ярко выражено чувство ритма: ребенок склонен ритмично проговаривать про­стейшие прибаутки и стишки, но особенно это ярко проявля­ется в плясках, играх.

Итак, к трехлетнему возрасту ребенок уже накапливает небольшой запас художественных впечатлений. На четвертом году жизни развитие речи, обогащение конкретными представлениями позволяют ребенку отчетли­вее различать некоторые признаки предметов, явлений. В его речи появляются попытки и самых простейших обобщений.

Это создает возможность начинать обучение, требующее произвольного внимания и действий.

В художественной деятельности это преимущественно этап накопления простейших впечатлений. Дети жадно впитывают в себя то, что несут им звуки, краски.

Дети уже способны более целенаправленно всматриваться в картину, вслушиваться в стихи, сказку, музыку. Они привы­кают к выразительному чтению, пению, движению. Часто высказывают желание прочесть стихи, спеть, сплясать. Благо­даря этому, а также благодаря формированию голосового и, в частности, певческого аппарата и развитию слуха дети заинте­ресовываются процессом пения и выразительного чтения. Они постепенно привыкают прислушиваться к правильному, чистому пению, выразительным интонациям речи. В этих условиях мелодический и поэтический слух детей лучше раз­вивается. Дети осваивают незначительный объем музы­кально-ритмических навыков, но благодаря систематичности воспитания они уже привыкают прислушиваться к музыке, когда двигаются. Это способствует развитию чувства ритма. Это чувство проявляется также в декоративном рисовании — в подборе последовательности узора. Возникают также попытки проявлять самостоятельность в музыкально-игровой деятельности, в лепке и рисовании.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Возрастные особенности старших подростков
Цель физического воспитания – оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основ ...

Анализ техники и методика обучения передаче двумя руками от груди на месте
Передача мяча – прием техники владения мячом, с помощью которого партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском. Существует несколько способов выполнения передач. Передача мяча двумя руками от груди – основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч па ...

Экскурсия как особая форма урока
Экскурсия - поездка (коллективная или индивидуальная) куда-нибудь с образовательной или увеселительной целью. Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия – это психологически грамотное средство формирования пон ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru