Вместе с тем имеющиеся навыки носят еще неустойчивый характер и художественные переживания поверхностны.
Следующий период охватывает детей в возрасте 5—6 лет. Ребенок уже начинает понимать причины связей между явлениями. Он охотно пользуется словом для выражения своих мыслей, обобщает многие явления, в том числе и художественные.
Художественные навыки в области рисования, лепки, пения, выразительного чтения становятся устойчивее. Благодаря практическим упражнениям становится тоньше и дифференцированнее художественное восприятие. То, что ребенок проверяет в своей практике правильность нарисованной линии, оттенок цвета в декоративном изображении, точность певческой интонации, выразительность интонаций, передающих вопрос, удивление, радость, испуг, — все это заставляет его пристальнее вслушиваться и всматриваться. Обогащенное новыми впечатлениями восприятие толкает, в свою очередь, ребенка и на более уверенное и произвольное действие.
Более отчетливо проявляются у отдельных детей и художественные способности: наблюдательность (чувство цвета и формы в рисовании), мелодический слух (точное самостоятельное пение несложных песен), чувство ритма (компоновка узоров декоративного рисунка, точное, ритмичное движение). Естественно, что это осуществляется лишь при условии, если последовательно подводить детей к выполнению различных заданий: различать звуковысотные отношения, сопоставлять формы, цвета, линии и т. д.
В 5—6 лет можно уже отметить попытки детей действовать самостоятельно в музыкальных играх и плясках, не подражая 4 друг другу. Появляется стремление по-своему исполнить роль в сюжетной игре. Некоторые дети иногда предпочитают какой-либо один вид деятельности — пение, игру, пляску, слушание музыки.
Систематические занятия позволяют отчетливее судить о наличии различных художественных способностей у детей, об их индивидуальных особенностях, в том числе и в области музыкальной восприимчивости, мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Это дает возможность соответственно направить музыкальное развитие детей. Ребенок может самостоятельно, без помощи взрослого петь вместе со сверстниками и один, если песни ему доступны. Он склонен вносить выдумку в исполнение ролей в музыкальной игре, в хороводах, придумывать движения в плясках, высказываться о музыкальных произведениях и об исполнении своих товарищей.
Уровень художественного развития позволяет детям самим вносить красивое в свой быт (например, украшать свой детский уголок), реагировать на прекрасные и безобразные поступки (связь эстетики и этики!).
Информация о ообразовании:
Особенности
формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи
Постепенно данные слова можно вводить во фразу. Примеры небольших фраз-чистоговорок приведены в лексическом материале данной книги. Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихи не более чем в две ст ...
Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...
Маршруты профильного обучения
Профильное обучение развивается по трем организационным направлениям, которые можно считать уровнями или индивидуальными маршрутами: 1. Собственно профессиональное образование
, обеспечивающее получение массовых профессий обычно низкой квалификации; 2. Начальное профессиональное образование
, ориен ...