Понятие об информационной культуре учащихся и пути ее формирования

Статьи по педагогике » Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся » Понятие об информационной культуре учащихся и пути ее формирования

Страница 4

Приведем пример занятия для 5 класса в рамках данного курса по теме «История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее)» (1 часть)

Цель занятия:

расширение знаний об истории создания основных источников информации в прошлом.

Содержание занятия:

Сегодня книги и другие источники информации окружают нас повсюду. Они входят в жизнь каждого человека и становятся постоянными спутниками. Захочешь знать больше – зайди в библиотеку и стань ее читателем. Сейчас это так просто. Трудно себе представить такое время, когда книга была большой редкостью.

В «Толковом словаре» В.И.Даля дается следующее описание: «Книга – произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом». Такой, какая она есть сейчас, книга стала не сразу. За много веков у нее было не мало разновидностей и предшественников.

Сказания

– устная форма передачи информации (т.н. «устная книга»).

С древнейших времен человеческая память была единственным средством сохранения и передачи информации о событиях и людях. До изобретения письменности люди хранили свои знания и законы не на книжных полках, а в своей памяти.

«Путешественники рассказывают о племенах аборигенов, в которых старейшины примерно один раз в год уводили подросших юношей в джунгли или в пустыню и там из уст в уста передавали им весь опыт племени, который должен быть усвоен».

Период «устной книги» в истории человечества занимает значительное место. Многие народы прежде чем записать информацию, передавали ее от одного поколения к другому устно. Некоторые литературные произведения появились гораздо раньше, чем человек придумал письменность.

«Прекрасные поэмы древности «Илиада» и «Одиссея» впервые были записаны в Афинах (Греция) на свитках около 510 г до н. э. Легендарный слепой сказитель Гомер воплотил в них весь духовный и материальный мир древнего человека».

Он рассказал о верованиях древних греков (боги, их жизнеописания), о традициях и быте, о военных победах древних греков. До Гомера в течении многих веков поэмы рассказывались устно. Древние певцы «сказители» - пели наизусть отрывки из литературных произведений. Первобытные сказители для запоминания больших текстов использовали ленточки или узелки, которые им помогали запоминать текст.

Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость делиться между собою знаниями у древних людей привела к тому, что они стали делать небольшие рисунки на скалах, это и получило название – каменные книги.

На рисунках изображалось то, что нужно сообщить (охота, военные походы, праздники).

«Пока древние люди жили семьями и небольшими племенами, все было хорошо – то, что нужно, можно было сказать словами. Но вот племена становились все больше, и вот появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения – например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. На словах передавать становилось все труднее – ведь трудно было обойти всех. И вот люди придумали делать небольшие рисунки на камне. А на рисунках изображать то, что нужно сообщить».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Сумма векторов
Остановимся на трудностях, которые возникают при знакомстве со свойствами суммы векторов. Если ученики, работая по учебнику Погорелова, научились пользоваться приведенным здесь формальным и поэтому весьма трудным определением суммы векторов, то знакомство со свойствами сложения трудностей не вызове ...

Анализ передового педагогического опыта
Для анализа передового педагогического опыта нами был использован опыт работы старшего воспитателя МДОУ «Центр развития детей – детский сад №38», г. Воткинск, Республика Удмуртия Виншняковой Надежды Афанасьевны на тему «Интегрированные занятия в детском саду». Автор проводил опыт по проблеме интегр ...

Планирование работы по теме «Весна» в старшей группе
Работа с мнемотаблицей на слово «весна». 1. Перекодирование информации по данной таблице. Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru