Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу

Статьи по педагогике » Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе » Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу

Страница 2

С предыдущим пунктом тесно связана проблема соотно­шения образной и логической подачи и обработки учебного материала. На физиологическом уровне этот вопрос соотносит­ся с доминированием левого или правого полушария головного мозга. В отличите от других особенностей организации лабораторно-практических работ, эти данные не являются широко обсуждаемыми в педагогичес­кой литературе, поэтому рассмотрим их более подробно.

Р. Сперри в опытах по рассечению основных связей между полушариями (с целью предотвращения развития эпилептичес­ких припадков) установил, что левое полушарие полностью со­храняет способность к манипулированию формализованны­ми знаками, цифрами, но не различает интонации и модуля­ции голоса, не чувствительно к музыке (воспринимается только ритм), плохо распознает сложные образы. Правая рука (управ­ляемая левым полушарием) теряет способность к рисованию, к построению из кубиков фигуры, к нахождению предметов на ощупь. Речеговорение же без левого полушария невозможно. С правым полушарием связывают также бессознательное психическое человека. Различие между полушариями не сво­дится к материалу, которым они манипулируют, речь должна идти только о способе манипулирования. Правое полушарие «схватывает» материал целостно, левое же способно к ступен­чатому, поэтапному познанию (аналитическая деятельность). Левополушарная стратегия организует материал так, что создается однозначный контекст, понимаемый всеми одинаково, а правополушарная — многозначный контекст, неподдающий­ся исчерпывающему объяснению в традиционной системе об­щения. В общем же мозг функционирует как единое целое, объе­диняя оба способа организации контекста как взаимодополня­ющие компоненты мышления, но при доминировании одного из них.

У детей образное восприятие мира требует значительно мень­шей активации мозговых структур, чем формально-логическая. Однако все обучение у нас рассчитано на левое полушарие, ко­торое для детей требует высокой активации мозга. В дальней­шем левополушарное доминирование требует значительных усилий для преодоления его ограниченности, однозначности, которая препятствует творчеству. Низкотворческие люди лег­че работают в однозначных контекстах.

В исследованиях Д.А. Фабер показано, что. у детей от 3 до 7 лет в ситуации как произвольного, так и непроизвольного внимания активируется преимущественно правое полушарие, и только начиная с 10-летнего возраста — левое. Сдвиг асим­метрии в сторону относительного преобладания левого полу­шария становится особенно выраженным к концу подростко­вого периода. Весьма интересно, что у детей-правшей 8—9 лет даже при решении математических задач более реактивным и активированным является правое полушарие, и только между 10 и 14 годами существенно возрастает активность левого. Ариф­метические задачи младшими школьниками решаются не с по­мощью выявления принципиального ключа, а каждый раз очень конкретно и индивидуально.

Выявлено, что у детей-левшей меньше выражена латерализация (разделение между полушариями) функций и они со­храняют готовность к более гармоничному развитию, их правополушарные способности легче пробудить к жизни, то есть у них сохраняется большая склонность к творчеству.

Создание условий для творчества в учебной деятельно­сти. Бесспорно, что потенциал разных предметов для проявле­ния творчества учащихся различен. Проявлять творчество на уроке экономики сложнее, чем на занятиях по рисованию. Тем не менее, необходимо понимать, сколь значимо проявле­ние творчества для полноценного развития ребенка. Доказано, что творчество является одним из важнейших факторов сохра­нения здоровья человека в течение всей жизни. Решение твор­ческих задач на уроке, при подготовке домашних заданий мож­но рассматривать как способ удовлетворения базовых способно­стей занимающихся.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения
Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека. Существенной частью морального воспитания яв-ся формирование у уч-ся патриотизма и культуры межнациональных отношений, к-е имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как со ...

Методика как наука. Методы и приемы обучения изобразительному искусству в средней общеобразовательной школе
Методика — это и совокупность накопленного опыта, новые подходы, и поиск средств духовного и эмоционального развития учащихся, да и самого учителя. И тогда методы обучения — это скорее всего система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части содержания программы. Он ...

Исторические аспекты становления социальной информатики
В 80-х годах XX века возникло новое научное направление – «Социальная информатика». Это направление выросло на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии. В то же время социальная информатика является предметной областью информатики как фундаментальной науки ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru