Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу

Статьи по педагогике » Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе » Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу

Страница 2

С предыдущим пунктом тесно связана проблема соотно­шения образной и логической подачи и обработки учебного материала. На физиологическом уровне этот вопрос соотносит­ся с доминированием левого или правого полушария головного мозга. В отличите от других особенностей организации лабораторно-практических работ, эти данные не являются широко обсуждаемыми в педагогичес­кой литературе, поэтому рассмотрим их более подробно.

Р. Сперри в опытах по рассечению основных связей между полушариями (с целью предотвращения развития эпилептичес­ких припадков) установил, что левое полушарие полностью со­храняет способность к манипулированию формализованны­ми знаками, цифрами, но не различает интонации и модуля­ции голоса, не чувствительно к музыке (воспринимается только ритм), плохо распознает сложные образы. Правая рука (управ­ляемая левым полушарием) теряет способность к рисованию, к построению из кубиков фигуры, к нахождению предметов на ощупь. Речеговорение же без левого полушария невозможно. С правым полушарием связывают также бессознательное психическое человека. Различие между полушариями не сво­дится к материалу, которым они манипулируют, речь должна идти только о способе манипулирования. Правое полушарие «схватывает» материал целостно, левое же способно к ступен­чатому, поэтапному познанию (аналитическая деятельность). Левополушарная стратегия организует материал так, что создается однозначный контекст, понимаемый всеми одинаково, а правополушарная — многозначный контекст, неподдающий­ся исчерпывающему объяснению в традиционной системе об­щения. В общем же мозг функционирует как единое целое, объе­диняя оба способа организации контекста как взаимодополня­ющие компоненты мышления, но при доминировании одного из них.

У детей образное восприятие мира требует значительно мень­шей активации мозговых структур, чем формально-логическая. Однако все обучение у нас рассчитано на левое полушарие, ко­торое для детей требует высокой активации мозга. В дальней­шем левополушарное доминирование требует значительных усилий для преодоления его ограниченности, однозначности, которая препятствует творчеству. Низкотворческие люди лег­че работают в однозначных контекстах.

В исследованиях Д.А. Фабер показано, что. у детей от 3 до 7 лет в ситуации как произвольного, так и непроизвольного внимания активируется преимущественно правое полушарие, и только начиная с 10-летнего возраста — левое. Сдвиг асим­метрии в сторону относительного преобладания левого полу­шария становится особенно выраженным к концу подростко­вого периода. Весьма интересно, что у детей-правшей 8—9 лет даже при решении математических задач более реактивным и активированным является правое полушарие, и только между 10 и 14 годами существенно возрастает активность левого. Ариф­метические задачи младшими школьниками решаются не с по­мощью выявления принципиального ключа, а каждый раз очень конкретно и индивидуально.

Выявлено, что у детей-левшей меньше выражена латерализация (разделение между полушариями) функций и они со­храняют готовность к более гармоничному развитию, их правополушарные способности легче пробудить к жизни, то есть у них сохраняется большая склонность к творчеству.

Создание условий для творчества в учебной деятельно­сти. Бесспорно, что потенциал разных предметов для проявле­ния творчества учащихся различен. Проявлять творчество на уроке экономики сложнее, чем на занятиях по рисованию. Тем не менее, необходимо понимать, сколь значимо проявле­ние творчества для полноценного развития ребенка. Доказано, что творчество является одним из важнейших факторов сохра­нения здоровья человека в течение всей жизни. Решение твор­ческих задач на уроке, при подготовке домашних заданий мож­но рассматривать как способ удовлетворения базовых способно­стей занимающихся.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Образец плана-урока производственного обучения при изучении теме "Резка" для слесарей-ремонтников
Тема урока. Резание металла ручной слесарной ножовкой. Цель урока – обучающая: научить учащихся правильно выполнять приёмы работы ручной слесарной ножовкой при резке полосовой, квадратной, круглой, угловой, листовой стали и труб; – воспитывающая: воспитать у учащихся бережное отношение к инструмент ...

Виды и назначение учебно-технической документации в п/о
На уроках п/о чаще всего используются следующие виды учебно-технической документации: 1) Инструкционные карты - применяются при изучении операций. Раскрывают технологическую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой опе ...

Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки
Любая цель, поставленная в той или иной деятельности, достигается с помощью методов. Метод представляет собой совокупность приемов и средств, которые характеризуют ту или иную деятельность. И эта совокупность поставлена на достижение поставленной цели. Метод обучения является неотъемлемым и важным ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru