Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу

Статьи по педагогике » Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе » Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу

Страница 1

Побудительным началом актив­ной мыслительной деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктив­ной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего-либо). Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познаватель­ной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономер­ность: первоначальная заинтересованность внешней стороной яв­лений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

Многочисленными исследованиями доказано, что познава­тельный интерес стимулирует волю и внимание, помогает бо­лее легкому и прочному запоминанию. По мнению B.C. Ротенберга, СМ. Бондаренко, познавательный интерес является свя­зующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности, это их сложное сплетение.

А. Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чув­ство долга и принуждение могут способствовать ученику нахо­дить радость в том, чтобы смотреть и искать». Какие же усло­вия способствуют развитию познавательного интереса?

1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемо­му предмету и к самому процессу умственного труда способ­ствует такая организация обучения, при которой ученик вовле­кается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» но­вых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необхо­димо понимание нужности, важности, целесообразности изуче­ния предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными рань­ше знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучае­мого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника им самим, тем инте­реснее ему работать.

Как можно осуществлять более частую проверку знаний? Можно предложить учащимся рассказать домашнее задание друг другу; возможны хоровые ответы на несложные вопросы; когда ученик отвечает у доски, классу дается задание — внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; если ученик решает задачу у доски, возможно выполне­ние задания за ширмой или отвернутой доской с последую­щим сравнением решения с классом (метод «закрытой доски» описал психолог Ф.Н. Гоноболин как способ повышения актив­ности класса); если приходится обращаться к ранее изученно­му материалу, то те, кто знает, напоминают тем, кто забыл.

При проведении лабораторно-практических работ важным является привлечение возможно большего числа органов чувств учащихся: слуха, зрения, осязания, обоняния. Многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга, более проч­ное запоминание. Необходимо также учитывать, что ученики имеют свои индивидуальные доминирующие каналы восприя­тия: чаще информация усваивается через орган зрения (визу­альный канал), реже у детей в восприятии доминирует слух (аудиальный канал), у некоторых преобладает кинестетический канал восприятия (через осязание, манипулирование с предме­тами). Именно поэтому новые термины нужно не только внят­но произносить, но и записывать в тетради.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Уровни профессиональных деформаций
Исследователи С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Л.Н.Корнеева, А.К.Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных ор ...

Развитие движений у детей младшего возраста при помощи игровых ситуаций в различных формах организации
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствовани ...

Структура и способы построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова
В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте - развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обуч ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru