Социально-психологическую основу отношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, то есть то, что коллектив считает наиболее важным и значимым в его жизни и деятельности, в личности и поведении каждого члена. В классе, например, могут особо цениться честность, отзывчивость, доброта, смелость, а соответствующие личностные качества рассматриваются как образец для подражания. В управлении деятельностью коллектива социальные нормы выполняют род важных функций. Наиболее существенные – регулятивная, оценочная, санкционирующая и стабилизирующая.
Регулятивная функция состоит в том, что социальные нормы определяют поведение людей в коллективе, задают образцы их взаимодействий и взаимоотношений, формируют основные требования, предъявляемые к члену коллектива. Для многих школьников нормами являются ответственное отношение к учению, общественной работе и труду, доверие, взаимная помощь, тоесть нравственные принципы, лежащих в основе специфических коллективных отношений. У младших школьников свои понятия о ценностях, иные у подростков и юношей. Групповые нормы и ценностные ориентации одного коллектива могут не соответствовать нормам и ценностным ориентациям других групп школьников.
Оценочная функция групповых норм заключается в том, что они выступают в качестве оснований и критериев для квалификации поступков и отношений того или иного члена коллектива как правильных и неправильных. Высшие оценки получают поступки, которые считаются сверх нормативными. Они могут быть связаны с самыми разными видами учебной, трудовой и общественной деятельности школьников. Сверхнормативная деятельность школьника в учении проявляется в том, что он не довольствуется школьной программой, а стремится углубить и расширить свои знания, причем делает это самостоятельно и по собственной инициативе.
Санкционирующая функция групповых норм состоит в том, что они сплачивают коллектив, придают ему психологическую устойчивость. Традиции играют значительную роль в укреплении и сплочении ученического коллектива, в его поведении. Традиция – это сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время, привычные способы общения и осуществления совместной деятельности. По существу, традиции – это одна из форм внешнего, поведенческого выражения групповых и коллективных норм.
Ритуал представляет собой строго регламентированный порядок действий, выступающих символом определенных отношений и ценностных ориентаций. Социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, обычаи и ритуалы коллектива взаимосвязаны и образуют социально-психологическую основу того феномена, который психологи называют, «чувство Мы». Оно выражается в осознании человеком своей личной принадлежности, к коллективу, способному защитить его, поддержать в трудные минуты жизни.
Информация о ообразовании:
Определение понятия одаренности и одаренного ребенка
"Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности". Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно ...
Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей
Наталья Михайловна Сокольникова – современный педагог- методист, объединивший в своих трудах все лучшее в методике преподавания изобразительного искусства, появившиеся за последние годы. В равной степени уделяет внимание и рисованию с натуры и ДПИ, и эмоциональному развитию учащихся. Художественное ...
Экскурсия на озеро Инерка
Выездная экскурсия проводиться во внеурочное время. Выезд лучше организовывать весной или летом. Место проведения экскурсии: Большеберезняковский район Республики Мордовия. Цель экскурсии – изучить физико-географическое состояния долины реки Суры и озера Инерка и выявить влияние негативных экологич ...