Социально-психологическую основу отношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, то есть то, что коллектив считает наиболее важным и значимым в его жизни и деятельности, в личности и поведении каждого члена. В классе, например, могут особо цениться честность, отзывчивость, доброта, смелость, а соответствующие личностные качества рассматриваются как образец для подражания. В управлении деятельностью коллектива социальные нормы выполняют род важных функций. Наиболее существенные – регулятивная, оценочная, санкционирующая и стабилизирующая.
Регулятивная функция состоит в том, что социальные нормы определяют поведение людей в коллективе, задают образцы их взаимодействий и взаимоотношений, формируют основные требования, предъявляемые к члену коллектива. Для многих школьников нормами являются ответственное отношение к учению, общественной работе и труду, доверие, взаимная помощь, тоесть нравственные принципы, лежащих в основе специфических коллективных отношений. У младших школьников свои понятия о ценностях, иные у подростков и юношей. Групповые нормы и ценностные ориентации одного коллектива могут не соответствовать нормам и ценностным ориентациям других групп школьников.
Оценочная функция групповых норм заключается в том, что они выступают в качестве оснований и критериев для квалификации поступков и отношений того или иного члена коллектива как правильных и неправильных. Высшие оценки получают поступки, которые считаются сверх нормативными. Они могут быть связаны с самыми разными видами учебной, трудовой и общественной деятельности школьников. Сверхнормативная деятельность школьника в учении проявляется в том, что он не довольствуется школьной программой, а стремится углубить и расширить свои знания, причем делает это самостоятельно и по собственной инициативе.
Санкционирующая функция групповых норм состоит в том, что они сплачивают коллектив, придают ему психологическую устойчивость. Традиции играют значительную роль в укреплении и сплочении ученического коллектива, в его поведении. Традиция – это сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время, привычные способы общения и осуществления совместной деятельности. По существу, традиции – это одна из форм внешнего, поведенческого выражения групповых и коллективных норм.
Ритуал представляет собой строго регламентированный порядок действий, выступающих символом определенных отношений и ценностных ориентаций. Социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, обычаи и ритуалы коллектива взаимосвязаны и образуют социально-психологическую основу того феномена, который психологи называют, «чувство Мы». Оно выражается в осознании человеком своей личной принадлежности, к коллективу, способному защитить его, поддержать в трудные минуты жизни.
Информация о ообразовании:
Хоровое пение
Известно, что масштабы построений в инструментальной музыке обусловлены речевым опытом. У младших школьников происходит подсознательное, интуитивное связывание музыки с речью. Это, с одной стороны, облегчает восприятие инструментальной музыки, с другой стороны, помогает осознать единство слова и ме ...
Рекомендации родителям одаренных детей
одаренность ребенок вундеркинд воспитание 1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. 2. Оценивайте уровень развития ребенка. 3. Избегайте длинных объяснений или бесед. 4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут вы ...
Подготовка мастера к уроку
Подготовка к уроку – решающий и наиболее ответственных этап подготовки мастера к занятиям. Если недостатки перспективной подготовки могут быть устранены в процессе подготовки к уроку, то недочеты в подготовке к уроку непосредственно скажутся на его качестве. Личная подготовка мастера к уроку предст ...