Ценности коллектива

Социально-психологическую основу отношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, то есть то, что коллектив считает наиболее важным и значимым в его жизни и деятельности, в личности и поведении каждого члена. В классе, например, могут особо цениться честность, отзывчивость, доброта, смелость, а соответствующие личностные качества рассматриваются как образец для подражания. В управлении деятельностью коллектива социальные нормы выполняют род важных функций. Наиболее существенные – регулятивная, оценочная, санкционирующая и стабилизирующая.

Регулятивная функция состоит в том, что социальные нормы определяют поведение людей в коллективе, задают образцы их взаимодействий и взаимоотношений, формируют основные требования, предъявляемые к члену коллектива. Для многих школьников нормами являются ответственное отношение к учению, общественной работе и труду, доверие, взаимная помощь, тоесть нравственные принципы, лежащих в основе специфических коллективных отношений. У младших школьников свои понятия о ценностях, иные у подростков и юношей. Групповые нормы и ценностные ориентации одного коллектива могут не соответствовать нормам и ценностным ориентациям других групп школьников.

Оценочная функция групповых норм заключается в том, что они выступают в качестве оснований и критериев для квалификации поступков и отношений того или иного члена коллектива как правильных и неправильных. Высшие оценки получают поступки, которые считаются сверх нормативными. Они могут быть связаны с самыми разными видами учебной, трудовой и общественной деятельности школьников. Сверхнормативная деятельность школьника в учении проявляется в том, что он не довольствуется школьной программой, а стремится углубить и расширить свои знания, причем делает это самостоятельно и по собственной инициативе.

Санкционирующая функция групповых норм состоит в том, что они сплачивают коллектив, придают ему психологическую устойчивость. Традиции играют значительную роль в укреплении и сплочении ученического коллектива, в его поведении. Традиция – это сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время, привычные способы общения и осуществления совместной деятельности. По существу, традиции – это одна из форм внешнего, поведенческого выражения групповых и коллективных норм.

Ритуал представляет собой строго регламентированный порядок действий, выступающих символом определенных отношений и ценностных ориентаций. Социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, обычаи и ритуалы коллектива взаимосвязаны и образуют социально-психологическую основу того феномена, который психологи называют, «чувство Мы». Оно выражается в осознании человеком своей личной принадлежности, к коллективу, способному защитить его, поддержать в трудные минуты жизни.


Информация о ообразовании:

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах
Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудован ...

Географическая конференция «Сокровищам Земли надежную охрану»
В рамках Недели географии в школе можно организовать географическую конференцию. Ее организуют для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к предмету. Занятия строят на основе добровольности, самостоятельности и творческой активности самих школьников. Эффективность этой работы во многом ...

Обоснование творческого проекта в технике «Паласная вышивка»
Потребность творческого проекта в технике «Паласная вышивка» заключается в том, что ручное ковроделие очень тонкая, кропотливая работа, как тут не вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского о том, что «истоки творческих способностей и дарований – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говор ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru