Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу

Статьи по педагогике » Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе » Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу

Страница 3

Включение в процесс познания эмоционально-чувствен­ной сферы. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздейству­ют на школьника, на его отношение к предмету. Информация, окрашенная эмоциями, несравненно лучше запоминается, при­обретает личностный смысл. Однако включение эмоционально-чувственной сферы ребенка в процесс обучения не означает обязательное проведение лабораторно-практического занятия на «накале страстей». Иссле­дования Г.Н. Сердюковской по выяснению оптимального соот­ношения эмоциональности, трудности и насыщенности урока, обеспечивающего благоприятную реакцию младших школьни­ков на учебную нагрузку, показали, что высокая эмоциональ­ность вредна на трудных и насыщенных уроках экономики и полезна при высокой трудности и низкой насыщенности уро­ков русского языка.

Дифференциация и индивидуализация процесса обу­чения в зависимости от личностных особенностей и состоя­ния здоровья учащихся. При традиционной классно-урочной системе обучения эта проблема является наиболее сложной, но и наиболее актуальной. Способы дифференциации и индиви­дуализации подробно разбираются в курсе педагогики. Отме­тим те из них, которые особо значимы для охраны здоровья ребенка. М.К. Акимова, В.Т. Козлова считают, что при диффе­ренциации обучения в первую очередь должны учитываться такие особенности нервной системы, как слабость, инертность . Эти свойства нервной системы легко отслеживаются по поведе­нию детей на уроке. Они в значительной степени могут сни­жать успешность учебной деятельности в случае их игнориро­вания учителем и способствовать повышению тревожности и развитию дидактогенных неврозов. Рассмотрим кратко эти осо­бенности.

Особенности обучения детей со слабой нервной системой:

— не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требу­ющего быстрого ответа;

— предоставлять достаточное время на обдумывание и под­готовку;

— желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в пись­менной форме;

— во время подготовки ответов давать время на проверку и исправления написанного;

— по возможности спрашивать их в начале урока и лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

— не требовать ответов по новому, только что усвоенному материалу; лучше отложить опрос на следующий урок;

— путем правильной тактики опросов и поощрений (не толь­ко отметкой, но и высказываниями типа «хорошо», «умница», «молодец») формировать уверенность ребенка в своих силах и обязательно поощрять за старательность, даже если результат далек от желаемого; осторожно оценивать неудачи этих учени­ков — ведь они сами весьма болезненно относятся к ним;

— в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку;

— учить умению переживать неудачу; для этого нужно объяс­нить, что терпеть иногда неудачи — это нормально и неизбеж­но, неуспех — не повод для отчаяния и презрения к себе;

— стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широ­кий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возмож­ности, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.

Особенности обучения детей с инертной нервной системой:

— не требовать от них немедленного включения в деятель­ность, поскольку их активность в выполнении нового вида зада­ний возрастает постепенно;

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru