Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу

Статьи по педагогике » Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе » Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу

Страница 3

Включение в процесс познания эмоционально-чувствен­ной сферы. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздейству­ют на школьника, на его отношение к предмету. Информация, окрашенная эмоциями, несравненно лучше запоминается, при­обретает личностный смысл. Однако включение эмоционально-чувственной сферы ребенка в процесс обучения не означает обязательное проведение лабораторно-практического занятия на «накале страстей». Иссле­дования Г.Н. Сердюковской по выяснению оптимального соот­ношения эмоциональности, трудности и насыщенности урока, обеспечивающего благоприятную реакцию младших школьни­ков на учебную нагрузку, показали, что высокая эмоциональ­ность вредна на трудных и насыщенных уроках экономики и полезна при высокой трудности и низкой насыщенности уро­ков русского языка.

Дифференциация и индивидуализация процесса обу­чения в зависимости от личностных особенностей и состоя­ния здоровья учащихся. При традиционной классно-урочной системе обучения эта проблема является наиболее сложной, но и наиболее актуальной. Способы дифференциации и индиви­дуализации подробно разбираются в курсе педагогики. Отме­тим те из них, которые особо значимы для охраны здоровья ребенка. М.К. Акимова, В.Т. Козлова считают, что при диффе­ренциации обучения в первую очередь должны учитываться такие особенности нервной системы, как слабость, инертность . Эти свойства нервной системы легко отслеживаются по поведе­нию детей на уроке. Они в значительной степени могут сни­жать успешность учебной деятельности в случае их игнориро­вания учителем и способствовать повышению тревожности и развитию дидактогенных неврозов. Рассмотрим кратко эти осо­бенности.

Особенности обучения детей со слабой нервной системой:

— не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требу­ющего быстрого ответа;

— предоставлять достаточное время на обдумывание и под­готовку;

— желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в пись­менной форме;

— во время подготовки ответов давать время на проверку и исправления написанного;

— по возможности спрашивать их в начале урока и лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

— не требовать ответов по новому, только что усвоенному материалу; лучше отложить опрос на следующий урок;

— путем правильной тактики опросов и поощрений (не толь­ко отметкой, но и высказываниями типа «хорошо», «умница», «молодец») формировать уверенность ребенка в своих силах и обязательно поощрять за старательность, даже если результат далек от желаемого; осторожно оценивать неудачи этих учени­ков — ведь они сами весьма болезненно относятся к ним;

— в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку;

— учить умению переживать неудачу; для этого нужно объяс­нить, что терпеть иногда неудачи — это нормально и неизбеж­но, неуспех — не повод для отчаяния и презрения к себе;

— стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широ­кий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возмож­ности, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.

Особенности обучения детей с инертной нервной системой:

— не требовать от них немедленного включения в деятель­ность, поскольку их активность в выполнении нового вида зада­ний возрастает постепенно;

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) ...

Формирование первых форм слов
Следует помнить, если для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень быстро, то неразвитая детская речь пестрит нарушениями слоговой структуры слова. Отсутствие восприятия ритмичности построения ...

Влияние психологического климата детского коллектива на личность ребенка
Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. К нему относятся: удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие. Все это определяется термином эмоциона ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru