Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП

Статьи по педагогике » Выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП » Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП

Страница 3

Для детей с нарушением интеллекта характерен ограниченный словарный запас. Значения слов недостаточно дифференцированы. Речь ребенка с ДЦП имеющего интеллектуальную недостаточность, характеризуется бедностью содержания, недостаточной развёрнутостью, фрагментарностью.

У детей с ДЦП с интеллектуальными нарушениями, нарушен грамматический строй речи. Употребляемые ими предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством аграмматизмов, пропусков. У детей с ДЦП отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в результате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения.

Дети с ДЦП имеющие интеллектуал недостаточность проявляют пассивность в общении, они редко бывают инициаторами беседы и испытывают огромные трудности в овладении монологической речью. Это обусловлено:

непониманием необходимости собственных словесных высказываний;

слабым побуждением к речи;

ограниченностью содержания речи.

Наиболее доступной является диалогическая речь, так как по формированию своих высказываний дети с ДЦП опираются на речь собеседника. У этой категории детей с отклонениями в развитии недостаточно сформирована регулятивная функция речи. Они неточно воспринимают указания взрослого и далеко не всегда действуют в соответствии с этими указаниями даже в тех случаях, когда хорошо их помнят. Речь детей с ДЦП невыразительна, монотонна, бедна интонациями. Около 60 % учащихся коррекционных школ имеют недостатки звукопроизношения[48, с. 43].

Нарушение устной речи ещё более усугубляет недоразвитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями развития, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушению письменной речи.

Из всего многообразия речевых нарушений у учащихся специальных (коррекционных) школ выделяются нарушения чтения и письма. Большое количество детей с такими речевыми расстройствами, о чём свидетельствуют данные приведенные в таблице, создают проблему при обучении учащихся с ДЦП.

Таблица 1.

Сравнительный анализ распространённости нарушений чтения и письма у учащихся начальных классов МСКОУ СКОШ № 7 VIII вида

 

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

2010-2011 уч. год

Общее количество учащихся начальных классов с 1-го по 4-й класс

112

123

130

Выявлено с нарушениями устной и письменной речи

110

(98 %)

119

(96 %)

125

(96 %)

Из них с нарушениями чтения и письма

35

(31 %)

50

(41 %)

61

(46 %)

Для более наглядного представления результатов нами была составлена диаграмма

Диаграмма 1.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что из общего числа учащихся начальных классов с 1-го по 4-й класс от 96 до 98 % составляют дети с нарушениями устной и письменной речи. Таким образом, почти каждый ребёнок школьного возраста с нарушением интеллекта имеет те или иные речевые дефекты, препятствующие, в разной степени, успешному овладению детьми школьной программой VIII вида. Дети с нарушениями чтения и письма составляют большее количество - от 31 до 46 % учащихся.

Дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, в том числе и с нарушениями чтения и письма, принимаются на занятия с логопедом в первую очередь, так как их “недостатки речи препятствуют успешному усвоению школьного материала”. Эти дети представляют собой достаточно разнородную группу. Различны происхождение речевых трудностей, их причины, а так же проявление и характер.

Краткий анализ нарушений чтения и письма у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Нарушение деятельности различных анализаторов и расстройства психических процессов у детей с ДЦП приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому дети испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения и письма.

Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза (83 %).

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Общие и конкретные закономерности процесса обучения
Закономерности – это существующие, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными явлениями, процессами или компонентами процессов. Закономерности выявляются эмпирическим путем из опыта. Общие закономерности процесса обучения касаются процесса обучения в целом. Закономерность цели ...

Основные этапы изучения понятия в школе
В литературе выделяют три основных этапа изучения понятий в школе: При введении понятия используется один из трёх вышеизложенных способов. Во время данного этапа нужно учесть следующее: Прежде всего, необходимо обеспечить мотивацию введения данного понятия. При построении системы задач на подведени ...

Развитие речи детей в онтогенезе
Развитие речи у ребёнка происходит в несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи. I период. Он является периодом подготовления словесной речи. Этот период длиться до конца первого года жизни ребёнка, а возникает с первых дней появления ребёнка на свет. Голосовые реакции наблю ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru