Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП

Статьи по педагогике » Выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП » Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП

Страница 4

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям:

в делении слов на составные части,

в выявлении каждого звука,

в установлении звукового ряда слова,

в усвоении принципа слияния двух или более звуков в слог,

в выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

Нарушение произношения усугубляет недостатки фонетического анализа. Нарушенное произношение у школьников с ДЦП – это в большинстве случаев нарушенное восприятие звука и неверный перевод его в графему. У детей не возникает интереса к звуковой оболочке слова. Непонимание того, что слово – это не только название предмета, но и определённый звукобуквенный комплекс, задерживает процесс освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предполагает обязательное совмещение двух операций: осмысление значения слова и его звукобуквенного анализа – перед записью; восприятия букв слова и осознания его семантики – при чтении (75 %).

Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, её дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы (42 %). Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности на долгое время привязывают детей ДЦП к побуквенному чтению (36 %). Отсутствие общей моторной координации действий у детей с ДЦП, проявляющаяся особенно отчётливо в движениях мелких мышц руки, служит ещё одним препятствием в формировании навыка письма. Мышечная напряжённость кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, усиливающийся тремор - быстро истощают нервные и физические силы детей, приводят к снижению внимания и появлению ошибок в начертании букв, в соединении одной графемы с другой и др. Трудности вызывает и выработка навыков каллиграфии (25 %).

Результаты наглядно представлены

img2

Диаграмма 2.

Но чаще у учащихся специальной (коррекционной) школы встречаются смешанные формы нарушения чтения и письма, при которых встречаются различные специфические ошибки.

Специфические ошибки письма

Ошибки на уровне буквы и слога.

Ошибки, связанные с недоразвитием звукового анализа и синтеза:

А) пропуски букв и слогов – “двочка” - девочка, “беый” - белый, “начается” - начинается, “кандаш” - карандаш;

Б) недописывание букв и слогов – “авгус” - август, “родна” - родная, “ходи” - ходили, “осы лета” - летают;

В) наращивание слов лишними буквами – “несут” - несут, “цеветы” - цветы, “сулучай – случай, “декекабря” - декабря;

Г) перестановка букв и слогов – “мри” - мир, “ревёвка” - верёвка, “первый зар” - первый раз;

ошибки, связанные с недоразвитием фонематических процессов.

Замены букв по акустико-артикуляционному сходству:

А) парные звонкие и глухие согласные:

Б – П (“пукет”, “панка”, “були”);

В – Ф (“фаренье”, “канветы”);

Г – К ( “городог”, “какда”);

Д – Т (“тарога”, “букед”, “тети итут в школу”);

Ж – Ш (“пужистый”, “пошалел”);

З – С (“гасета”, “свенит”, “восить”);

Б) лабиализованные гласные:

О – У (“оконьки”, “пучки”, “боквы”),

Ё – Ю (“тюплый”, “лёбим”),

В) заднеязычные согласные:

Г – К – Х (“крухлый”, “маленькоко”, “хлубокий”),

Г) сонорные:

Р – Л (“молозы”, “рётчик”),

Й – Ль (“тётя купила сой”),

Д) свистящие и шипящие:

С – Ш (“пусынки”, “шаски”, “капушта”),

З – Ж (“позар”, “слузыть”, “излозение”),

Е) аффрикаты:

Ч – Ц (“двадчать”, “цайник”),

Ч – Т (“бегачь”),

Ц – С (“птисы”, “на улисе”),

Ж) мягкие согласные соответствующими твёрдыми и наоборот:

“толко”, “швырят”, “блесьтит”.

Замены букв по оптическому сходству:

О – А (“торелки”, “расскозы”, “остолось”),

И – У (“вничек”, “дуван”),

Б – Д (“Бима”, “дадка”),

П – Т (“вепер”, стокойно”),

Л – М (“слотреть”, “мамыши”),

Х – Ж (“житрый”, “ухи”),

И – Ш (“зайчиика”, “пиием”),

Ш – Щ (“шенок”, “лощадь”, “пишали”),

Н – К (“тольно”, “нартина”, каступила”),

К – П (“упрыл”, “спопойно”),

Г – Р (“рероя”, “гебята”, “рласные”),

В – Д (“доробей”, “ворога”, “дорота”),

А – Д (“здпекла”, “камбдла”).

Зеркальные замены:

С – Э (“пи_ать”),

Э – С (“_тажи”),

Е – З (“Злена”, “зсли”),

У – Ч (“уетырнадцатое”).

Ошибки на уровне слова.

1. Раздельное написание частей слов:

“в друг”, “с вой”, “без покойный”, “разно цветный”;

“зве нели”, “улыба лись”, “и грают” и др.

2. Слитное написание служебных слов (предлогов, союзов) с последующим или предыдущим словом:

“заводой”, “сверхушки”, “истал”, “надобыло”.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе
Методика – совокупность приемов обучения и воспитания. Приемы обучения–моменты, из кот. складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения объединенных общим направлением складывается система обучения. Правильно организованное, методически грамотное использование дидактических ...

Теоретическое обоснование проблемы воспитания готовности детей 7 года жизни к школе на основе экономических знаний
О готовности к школьному обучению говорят, когда имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологиче ...

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Общие методы и средства воспитания, их характеристика
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведения школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности уч-ся с учителем – воспитателем. Прием воспитания – это определенный элемент или деталь метода усиливающий его воспитательный эффект. Средства воспит ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru