Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП

Статьи по педагогике » Выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП » Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП

Страница 2

3. Способность к фонематическому синтезу.

ü Составление слова из последовательно данных звуков ( К, О, Т, ), ( Р, У, К, А, ), ( С, У, М, К, А).

ü Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности (А, Р, Ш), Л, А, Н, У), (Д, М, Ы).

Детям предлагается в случае неправильного выполнения 4 попытки с оказанием стимулирующей помощи («Подумай ещё!»).

Оценка состояния фонематических функций:

5- точное и правильное выполнение задания.

4- правильный ответ со 2 попытки.

3- правильный ответ с 3 попытки.

2- правильный ответ с 4 попытки.

1- невыполнение задания.

4.Обследование дыхания.

ü Дыхание: ключичное, ключично - грудное, грудное

ü Объем дыхания (поверхностное - верхне - ключичное, в норме)

ü Ритм дыхания (нормальный, аритмия.)

ü Носовое дыхание: норма, затруднено, отсутствует.

ü Ротовой выдох: сформирован, не сформирован.

ü Объем вдоха и выдоха (короткий, длинный).

Оценка состояния дыхания.

5 - состояние дыхания в норме.

4 - состояние дыхания с нарушениями в 1 компоненте дыхания.

3 - состояние дыхания с нарушениями в 2 - 3 компонентах дыхания.

2 - состояние дыхания с нарушениями в 4 - 5 компонентах дыхания.

1 - нарушены все компоненты дыхания.

5. Обследование моторных функций (мелкая моторика, мимическая моторика, артикуляционная моторика).

1. Обследование состояния мелкой моторики.

Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:

ü показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

ü показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;

ü сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

ü попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

ü застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера.

2. Обследование состояния мимической моторики.

Детям предлагались следующие упражнения:

ü Поднимание бровей: вместе, поочередно

ü Зажмуривание глаз: вместе, поочередно

ü Улыбка

ü Надувание щек: вместе, поочередно

3.Исследование артикуляционной моторики включало:

1. изучение анатомического строения артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, прикус, подъязычная уздечка, твёрдое и мягкое нёбо, челюсти);

2. подвижности и переключаемости органов артикуляции (наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объём, точность, темп, замена, синкинезии, переключение).

Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:

Для челюстей:

· Рот широко открыть, закрыть

· Нижняя челюсть вправо, влево.

Для губ:

· Растянуть губы в улыбке.

· Вытянуть губы вперёд трубочкой.

· «Улыбка»- «трубочка».

· Поднять верхнюю губу.

· Опустить нижнюю губу.

· Одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю.

Для языка:

ü «Лопаточка»- широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

ü «Иголочка»- рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, сделать узким.

ü «Лопаточка» - «Иголочка».

ü «Качели»- кончик языка упирается поочерёдно в передние верхние и нижние корни зубов.

ü «Вкусное варенье»- высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

ü «Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

ü «Лошадка»- присосать язык, щёлкнуть языком.

ü «Часики»- высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому.

Для мягкого нёба:

· Отрывисто на твёрдой атаке произнести звук [a].

· Широко открыть рот и зевнуть.

Оценка состояния моторных функций:

5- движения в полном объёме, точное и правильное выполнение

4- движения выполняет, но ослаблен тонус.

3- движение замедленное, напряжённое, саливация, гиперкинезы

2- затрудняется в выполнении, гиперкинезы

1- невыполнение.

Анализ результатов констатирующего эксперимента

Развитие речи детей с ДЦП, имеющих интеллектуальную недостаточность, характеризуется двумя важными особенностями:

значительная задержка становления речи;

недоразвитие всех её компонентов.

Развитие речевого (фонематического) восприятия происходит у детей с ДЦП с опозданием и отклонением. У детей с нарушением интеллекта страдают все стороны речи: фонетико-фонематическая, лексическая, грамматическая. Наиболее нарушено смысловое понятие значений тех слов, которые используют окружающие. Это связано с нарушением словесно-логического мышления[16, с.76].

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Задачи трудового воспитания в ДОУ
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, у ...

Разделение содержания темы программы п/о на подтемы
Если на изучение темы отводится не более 36 часов, то, как правило, ее нецелесообразно делить на подтемы, она делится сразу на уроки. На изучение данной темы отводится 12 часов продолжительность производственного обучения составляет 6 часов , тема затрагивает различные виды работ по этому предлагае ...

Основная функция педагогического такта – регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций
Раскрывая функцию педагогического такта, как своеобразного регулятора педагогического процесса следует обратить внимание на то, чем именно руководствуется тот или иной учитель, при определении объёма в указании учащимся домашних учебных заданий, степени насыщенности урока учебным материалом, при уч ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru