Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП

Статьи по педагогике » Выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП » Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП

Страница 2

3. Способность к фонематическому синтезу.

ü Составление слова из последовательно данных звуков ( К, О, Т, ), ( Р, У, К, А, ), ( С, У, М, К, А).

ü Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности (А, Р, Ш), Л, А, Н, У), (Д, М, Ы).

Детям предлагается в случае неправильного выполнения 4 попытки с оказанием стимулирующей помощи («Подумай ещё!»).

Оценка состояния фонематических функций:

5- точное и правильное выполнение задания.

4- правильный ответ со 2 попытки.

3- правильный ответ с 3 попытки.

2- правильный ответ с 4 попытки.

1- невыполнение задания.

4.Обследование дыхания.

ü Дыхание: ключичное, ключично - грудное, грудное

ü Объем дыхания (поверхностное - верхне - ключичное, в норме)

ü Ритм дыхания (нормальный, аритмия.)

ü Носовое дыхание: норма, затруднено, отсутствует.

ü Ротовой выдох: сформирован, не сформирован.

ü Объем вдоха и выдоха (короткий, длинный).

Оценка состояния дыхания.

5 - состояние дыхания в норме.

4 - состояние дыхания с нарушениями в 1 компоненте дыхания.

3 - состояние дыхания с нарушениями в 2 - 3 компонентах дыхания.

2 - состояние дыхания с нарушениями в 4 - 5 компонентах дыхания.

1 - нарушены все компоненты дыхания.

5. Обследование моторных функций (мелкая моторика, мимическая моторика, артикуляционная моторика).

1. Обследование состояния мелкой моторики.

Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:

ü показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

ü показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;

ü сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

ü попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

ü застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера.

2. Обследование состояния мимической моторики.

Детям предлагались следующие упражнения:

ü Поднимание бровей: вместе, поочередно

ü Зажмуривание глаз: вместе, поочередно

ü Улыбка

ü Надувание щек: вместе, поочередно

3.Исследование артикуляционной моторики включало:

1. изучение анатомического строения артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, прикус, подъязычная уздечка, твёрдое и мягкое нёбо, челюсти);

2. подвижности и переключаемости органов артикуляции (наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объём, точность, темп, замена, синкинезии, переключение).

Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:

Для челюстей:

· Рот широко открыть, закрыть

· Нижняя челюсть вправо, влево.

Для губ:

· Растянуть губы в улыбке.

· Вытянуть губы вперёд трубочкой.

· «Улыбка»- «трубочка».

· Поднять верхнюю губу.

· Опустить нижнюю губу.

· Одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю.

Для языка:

ü «Лопаточка»- широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

ü «Иголочка»- рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, сделать узким.

ü «Лопаточка» - «Иголочка».

ü «Качели»- кончик языка упирается поочерёдно в передние верхние и нижние корни зубов.

ü «Вкусное варенье»- высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

ü «Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

ü «Лошадка»- присосать язык, щёлкнуть языком.

ü «Часики»- высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому.

Для мягкого нёба:

· Отрывисто на твёрдой атаке произнести звук [a].

· Широко открыть рот и зевнуть.

Оценка состояния моторных функций:

5- движения в полном объёме, точное и правильное выполнение

4- движения выполняет, но ослаблен тонус.

3- движение замедленное, напряжённое, саливация, гиперкинезы

2- затрудняется в выполнении, гиперкинезы

1- невыполнение.

Анализ результатов констатирующего эксперимента

Развитие речи детей с ДЦП, имеющих интеллектуальную недостаточность, характеризуется двумя важными особенностями:

значительная задержка становления речи;

недоразвитие всех её компонентов.

Развитие речевого (фонематического) восприятия происходит у детей с ДЦП с опозданием и отклонением. У детей с нарушением интеллекта страдают все стороны речи: фонетико-фонематическая, лексическая, грамматическая. Наиболее нарушено смысловое понятие значений тех слов, которые используют окружающие. Это связано с нарушением словесно-логического мышления[16, с.76].

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Организация и анализ методики исследования
В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста по 10 человек в каждой. Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада № 21 Первомайского округа г. Мурманска. Цель эксперимента - выявить уровень развития двигательных умений у детей старшего дошкольного возр ...

Роль материально-технической базы в п/о обучающихся
Основой производственного обучения является производительный труд обучающихся. На производственное обучение обучающихся различных специальностей и сроков подготовки отводится обычно 40-60% от общего времени обучения. Материально-техническая база учреждения, осуществляющего профессиональную подготов ...

Психологические детерминанты профессиональных деструкций
Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы: - объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой; -субъективные, обусловленн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru