Цель констатирующего эксперимента
- определение формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать состояние сформированности произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
2. Выявить особенности логопедической работы по формированию формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
3. Проанализировать результаты проведённого исследования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
В работе использовались следующие методы:
1. Теоретический - анализ литературы по теме;
2. Социолого-педагогический - изучение личных дел, медицинской документации, изучение опыта логопедов практиков;
3. Экспериментальный - проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;
4. Статистический - количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе проведения экспериментов.
Организация исследования: данное исследование проводилось на базе ГБУСОМО Егорьевский РЦ «Егорка» для детей и подростков с ограниченными возможностями с 8.02. 2011г по 14.04. 2011 г. Дети разновозрастные исследования проводились в индивидуальном порядке с учётом возраста и интеллектуального развития ребёнка.
Данила А. – ДЦП, гипохромная анемия, спастико-паретическая дизартрия, ОНР (3 уровень)
Коля Л. – ДЦП, спастическая диплегия, гипотериоз, косоглазие, ЗПРР,
спастико – паретическая дизартрия, эписиндром, ОНР (2 уровень)
Маша Д. – ДЦП, умственная отсталость, сходящееся косоглазие, энурез.
Саша К. – ДЦП, спастическая эпилепсия, сходящееся, косоглазие синдром Ангельмана, ЗПРР.
Настя К. – ДЦП, спастическая диплегия, спастико –паретическая дизартрия, ЗПРР.
Даша Г. – ДЦП, ЗПРР.
Дима Ч. – ДЦП, ЗПРР.
Костя Щ. - ДЦП, диплегия.
Влад Ф. – ДЦП, диплегия, ФНСС, задержка темпа психофизическогоразвития.
За основу методики исследования была взята методика обследования речи, предложенная Волковой Г.А., Мастюковой Е. М.
Обследование фонетико - фонематической стороны речи включало в себя следующие разделы:
1. Изучение состояния звукопроизношения.
Произношение звуков проводилось в словах простой и сложной слоговой конструкции. Звуки проверялись изолированно, в словах, в связной речи. Использовали картинный материал из «Альбома логопеда» Иншаковой О.Б.
Оценка состояния звукопроизношения:
5- нормативное произношение всех звуков.
4- один звук или несколько звуков доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы).
3- искажается или заменяется во всех речевых ситуациях одна, две группы звуков.
2- искажается или заменяется три группы звуков (свистяще, шипящие, саноры).
1- искажаются или заменяются несколько групп согласных звуков и гласные.
2. Состояние просодических компонентов речи
Темп речи (замедленный, ускоренный, нормальный).
Ритм (скандированный, монотонный, нормальный).
Паузация (умение поставить паузу).
Употребление основных видов интонации: вопросительной, восклицательной, повествовательной.
Состояние просодических компонентов речи наблюдалось в процессе обследования связной речи.
Оценка состояния просодических компонентов речи:
5- использует в речи все просодические компоненты;
4- воспроизводит мелодико - просодико - интонационную сторону речи по показу;
3- воспроизводит мелодико - просодико - интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 2-3 ошибки;
2- воспроизводит мелодико - просодико - интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 5 и более ошибок;
1- невыполнение задания.
3. Состояние фонематических функций:
1. Обследование фонематического восприятия
ü Повторение серии слогов (СА - СА - ЗА, ША - ША - ЖА, ТА - ДА - ТА…)
ü Показать картинки с заданным звуком (ш, р, ж, к.) - молоток, еж, мак, карандаш, ворона, вишня, комар.
ü Подобрать пары картинок к названым словам паронимам. Назвать слова паронимы (крыша - крыса, бочка - почка, ложки - рожки…).
ü Сгруппировать картинки на 2 группы по наличию в них определённого звука.
2. Способность к фонематическому анализу
ü Выделение гласного звука стоящего в начале слова (облако, аист…)
ü Выделение гласного звука, стоящего в середине слова (рак, кит…)
ü Выделение гласного звука в конце слова (пила, очки…)
ü Выделение согласного звука в начале слова (танк, мышь…), в середине слова (бант, белка, груша…).
ü Определение первого и последующего звука в слове (корова, лошадь…)
ü Определение последовательности и количества звуков в слове (нос, рыба, улитка…)
Информация о ообразовании:
Скалярное произведение векторов
В учебнике Л.С. Атанасяна скалярное произведение векторов определяется как произведение модулей векторов па косинус угла между ними, а затем доказывается теорема о том, как можно выразить скалярное произведение через координаты векторов. В учебнике Погорелова определением является утверждение о выр ...
Аутентичная речь
Аутентичная речь – это живая речь, в которой смысл укрепляет значение, это акт деятельности индивида, его личностное отношение к предмету. Это речь, в которой субъективные смыслы привносятся соответственно данному моменту ситуации, когда говорится то, что никогда не будет услышано дважды. Это спонт ...
Упражнения для выработки орфографической зоркости
Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) учащимся дано право пропускать орфограммы, которые вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. Учитель в ходе работы помогает разрешить эти вопросы. Такой ...