Цель констатирующего эксперимента
- определение формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать состояние сформированности произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
2. Выявить особенности логопедической работы по формированию формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
3. Проанализировать результаты проведённого исследования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
В работе использовались следующие методы:
1. Теоретический - анализ литературы по теме;
2. Социолого-педагогический - изучение личных дел, медицинской документации, изучение опыта логопедов практиков;
3. Экспериментальный - проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;
4. Статистический - количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе проведения экспериментов.
Организация исследования: данное исследование проводилось на базе ГБУСОМО Егорьевский РЦ «Егорка» для детей и подростков с ограниченными возможностями с 8.02. 2011г по 14.04. 2011 г. Дети разновозрастные исследования проводились в индивидуальном порядке с учётом возраста и интеллектуального развития ребёнка.
Данила А. – ДЦП, гипохромная анемия, спастико-паретическая дизартрия, ОНР (3 уровень)
Коля Л. – ДЦП, спастическая диплегия, гипотериоз, косоглазие, ЗПРР,
спастико – паретическая дизартрия, эписиндром, ОНР (2 уровень)
Маша Д. – ДЦП, умственная отсталость, сходящееся косоглазие, энурез.
Саша К. – ДЦП, спастическая эпилепсия, сходящееся, косоглазие синдром Ангельмана, ЗПРР.
Настя К. – ДЦП, спастическая диплегия, спастико –паретическая дизартрия, ЗПРР.
Даша Г. – ДЦП, ЗПРР.
Дима Ч. – ДЦП, ЗПРР.
Костя Щ. - ДЦП, диплегия.
Влад Ф. – ДЦП, диплегия, ФНСС, задержка темпа психофизическогоразвития.
За основу методики исследования была взята методика обследования речи, предложенная Волковой Г.А., Мастюковой Е. М.
Обследование фонетико - фонематической стороны речи включало в себя следующие разделы:
1. Изучение состояния звукопроизношения.
Произношение звуков проводилось в словах простой и сложной слоговой конструкции. Звуки проверялись изолированно, в словах, в связной речи. Использовали картинный материал из «Альбома логопеда» Иншаковой О.Б.
Оценка состояния звукопроизношения:
5- нормативное произношение всех звуков.
4- один звук или несколько звуков доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы).
3- искажается или заменяется во всех речевых ситуациях одна, две группы звуков.
2- искажается или заменяется три группы звуков (свистяще, шипящие, саноры).
1- искажаются или заменяются несколько групп согласных звуков и гласные.
2. Состояние просодических компонентов речи
Темп речи (замедленный, ускоренный, нормальный).
Ритм (скандированный, монотонный, нормальный).
Паузация (умение поставить паузу).
Употребление основных видов интонации: вопросительной, восклицательной, повествовательной.
Состояние просодических компонентов речи наблюдалось в процессе обследования связной речи.
Оценка состояния просодических компонентов речи:
5- использует в речи все просодические компоненты;
4- воспроизводит мелодико - просодико - интонационную сторону речи по показу;
3- воспроизводит мелодико - просодико - интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 2-3 ошибки;
2- воспроизводит мелодико - просодико - интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 5 и более ошибок;
1- невыполнение задания.
3. Состояние фонематических функций:
1. Обследование фонематического восприятия
ü Повторение серии слогов (СА - СА - ЗА, ША - ША - ЖА, ТА - ДА - ТА…)
ü Показать картинки с заданным звуком (ш, р, ж, к.) - молоток, еж, мак, карандаш, ворона, вишня, комар.
ü Подобрать пары картинок к названым словам паронимам. Назвать слова паронимы (крыша - крыса, бочка - почка, ложки - рожки…).
ü Сгруппировать картинки на 2 группы по наличию в них определённого звука.
2. Способность к фонематическому анализу
ü Выделение гласного звука стоящего в начале слова (облако, аист…)
ü Выделение гласного звука, стоящего в середине слова (рак, кит…)
ü Выделение гласного звука в конце слова (пила, очки…)
ü Выделение согласного звука в начале слова (танк, мышь…), в середине слова (бант, белка, груша…).
ü Определение первого и последующего звука в слове (корова, лошадь…)
ü Определение последовательности и количества звуков в слове (нос, рыба, улитка…)
Информация о ообразовании:
Методика формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности, уважения к воспитателям, осознанного стремления порадов ...
Использование строительно-конструктивной игры как
средство формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного
возраста
Игра-это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: цели, мотивы, средства реализации, планомерные действия и результат. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего ...
Понятие игровой деятельности
в психолого-педагогических исследованиях
Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей. Вместе с тем, по замечанию С.Л. Рубинштейна (1989), игра, невольно чаруя и привлекая как жизненное явление, оказ ...