Работоспособность первоклассников

Статьи по педагогике » Работоспособность первоклассников

Страница 5

снижение сопротивляемости организма к заболеваниям. Часты при этом жалобы на головные боли, боли в животе, нарушение сна, отсутствие аппетита.

При переутомлении изменения, происходящие в организме, не проходят ни при кратковременном отдыхе, ни при переключении на новый вид деятельности. Переутомление отрицательно сказывается не только на работоспособности, но, если оно становится хроническим, и на росте, развитии ребенка, состоянии его здоровья.

Рассматривая дневную динамику работоспособности, нельзя не отметить, что оптимальным временем для учебных занятий является первая половина дня, т.к. именно в это время у большинства детей отмечается наиболее высокий уровень работоспособности. Во второй половине дня она значительно снижается, поэтому не рекомендуются занятия во вторую смену. Они приводят к более резкому и значительному ухудшению состояния организма, более выраженному утомлению, чем занятия в первую смену.

К сожалению, еще многие школы работают в две смены. В этих случаях первоклассники должны заниматься только в первую смену.

При составлении расписания можно учитывать трудность учебных предметов (по Сивкову, 1988), хотя это разделение очень условно, его можно использовать только как ориентир. Например, общеизвестно, что в первом классе письмо, пожалуй, самый трудный урок. А наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими уроками. Так что письмо не должно быть в первом классе ни первым, ни последним уроком. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например, физика, математика, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными (например, история, математика, география). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше ставить во вторую часть расписания (четвертыми или пятыми уроками), после динамической паузы. Следует учесть, что утомительность урока связана не с каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а с определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.

При составлении недельного расписания уроков также следует учитывать основные закономерности динамики работоспособности. Понедельник - врабатывание, вторник-среда - оптимум, четверг - спад работоспособности. Расписание может считаться рациональным, если наиболее сложный материал, «трудные» предметы даются во вторник и в среду или во вторник и в пятницу. Правильно организованная динамическая пауза после третьего урока может создать условия для эффективной работы детей на четвертом и даже пятом уроке. При организации 5-дневной учебной недели нагрузка учащихся в течение дня не должна быть выше, чем при 6-дневной учебной неделе. Не должны увеличиваться количество занятий и общая нагрузка Необходимый объем двигательной активности учащихся начальной школы складывается из утренней гимнастики (15 минут в день), ходьбы в школу, по делам (30 минут в день), подвижных перемен, динамической паузы (30 минут в день), школьных уроков физкультуры (2-3 раза по 45 минут в неделю), занятий в спортивных секциях, активных игр, катания на коньках, велосипеде, лыжах и т. п. Однако, как показывает анализ двигательной активности, зарядку делают не более 12% детей, динамические паузы и даже подвижные перемены сняты (во многих школах перемены сокращены), а активные игры на воздухе во время школьных занятий остаются для учащихся младшей школы лишь мечтой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Схема анализа урока
1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока. 2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером. 3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управлен ...

Сущность воспитательной системы. Закономерности развития воспитательных систем
Воспитательная система – упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды), взаимодействие и интеграция к-ых обуславливает наличие у ОУ способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности р ...

Место школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве
Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технолог ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru