Работоспособность первоклассников

Статьи по педагогике » Работоспособность первоклассников

Страница 4

Если учитель, входя в класс, говорит: «Открыли тетради, быстро начинаем писать контрольную работу (решать примеры, писать изложение)», результат может быть очень низким: отсутствие времени на врабатывание приведет к эмоциональному напряжению, повышению тревожности, что удлинит врабатывание и резко сократит период оптимума. То же самое происходит в ходе урока при смене видов деятельности: «Быстро закрыли учебники, открыли тетради, начинаем писать (считать) .»

Нетрудно представить, как должны чувствовать себя дети, если виды деятельности меняются каждые 2-3 минуты: ребенок не успевает ни включиться в работу, ни переключиться на новый вид деятельности. Это особенно важно учитывать при использовании технических средств обучения. Продолжительность такой работы в начальной школе - 15-20 минут. Физкультминутки на двадцатой минуте урока очень эффективны, но они не должны быть продолжением или модификацией интеллектуальной работы. Задания типа «правую руку к левой ноге, левую руку к правому уху» или «поймай мяч, назови цифру» - не разгрузка, а интенсивная работа.

Дневная динамика работоспособности подтверждает ту же закономерность. Первый урок - врабатывание, второй и третий - оптимум, на четвертом повышается напряжение и снижается качество, пятый урок в начальной школе неэффективен, а успешная работа возможна только при высокой функциональной цене нагрузки. Специальные исследования показали, что к четвертому уроку работоспособность первоклассников снижается в 2 раза, а случаи сильного утомления отмечаются у четверти детей. У шестилеток-первоклассников отмечено еще более резкое падение работоспособности, а утомление в конце занятий выявлено у 70% детей. Рациональное расписание учебных занятий, динамическая пауза после третьего урока помогают сохранить работоспособность, отдалить наступление утомления.

Количественно оценить утомление довольно сложно. Например, усталость может наступить при интенсивной и очень интересной работе значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной. Однако об утомлении, как правило, свидетельствует снижение работоспособности.

Первые признаки снижения работоспособности:

снижение качества работы (количества правильных ответов), повышение числа ошибок;

резкое ухудшение почерка;

изменение поведения ребенка: он становится или беспокойным, или вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;

изменение регуляции физиологических функций (иногда отмечаются повышенная потливость, покраснение лица);

жалобы на усталость. У некоторых детей процесс торможения при утомлении бывает настолько сильным, что они могут даже заснуть за столом.

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают в процессе отдыха или при смене деятельности. Учебный процесс не должен исключать утомления вообще, но должен строиться таким образом, чтобы отдалить его наступление и, самое главное, предупреждать возникновение переутомления.

Начальными признаками переутомления могут быть следующие особенности в поведении ребенка:

плаксивость;

раздражительность;

стойкое снижение работоспособности (например, ситуация, когда ребенок «забывает» даже то, что знал, делает «глупые» ошибки);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Формы проведения лабораторно-практических работ по экономике
Много читать и не понимать—все рав­но, что много есть и плохо переваривать - немецкая пословица. Форма — характер ориентации деятельности. В основе фор­мы лежит ведущий метод. Формы бывают конкретными (урок, лабораторно-практические занятия, домашняя работа, факультативные занятия, консультации, до ...

Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях
Занятия ИЗО искусству с 1-9 класс. Задача уроков – научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Основным видом рисования по ИЗО является рисование с натуры- развивает умственное и абстрактное мышление, являетс ...

Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Информационные угрозы
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Все опасности можно разделить на две группы: глобальные опасности и локальные. Рассмотрим некоторые из них. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru