Работоспособность первоклассников

Статьи по педагогике » Работоспособность первоклассников

Страница 3

Соответствие стола и стула пропорциям тела школьника – основное условие, позволяющее сохранить наименее утомительную позу, которую в то же время содействовала бы воспитанию правильной осанки, предупреждало бы развитие близорукости и искривление позвоночника. Необходимо, чтобы дети сидели за столом правильно. Большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней строк на странице книги и тетради. Разное расстояние до верхних и нижних строк утомляет глаз. Наклон же крышки облегчает работу. Тетрадь должна лежать против средне линии туловища – тогда ребенку не придется отводить правую руку далеко вправо или влево, он сможет сохранять правильное положение кисти, рук, головы и всего корпуса.

Закономерности динамики умственной работоспособности

Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание; устойчивый период (период оптимальной работоспособности); переутомление (период компенсаторной перестройки); утомление.

Врабатывание - период, когда происходит постепенное повышение работоспособности. В это время она неустойчива, эффективность ее не очень высока.

Оптимум - время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат. В этот период снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем. Это самый продуктивный этап учебной работы, но не очень продолжительный.

Следующий этап - предутомление, когда еще возможна качественная работа, но это требует от организма значительного напряжения. В этот момент необходимы пауза, разгрузка, смена видов деятельности, что позволяет продлить время эффективной работы. Этот период характеризуется снижением внимания, темпа деятельности, ростом числа отвлечений, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу и даже улучшить ее качество, но очень недолго. За этим неизбежно следует утомление.

Утомление - особое функциональное состояние организма. Оно возникает и при длительной, и при интенсивной работе. Признаки утомления могут не проявляться достаточно длительное время, особенно если работа увлекательна и сам ребенок словно не чувствует утомления, однако функциональное напряжение постепенно нарастает, и в какой-то момент наблюдается резкое снижение работоспособности. Тогда ребенок отказывается от работы («Больше не могу!»).

Продолжительность фаз работоспособности зависит от возраста (чем меньше ребенок, тем быстрее наступает утомление), от состояния здоровья (у больного ребенка низкая, неустойчивая работоспособность, быстро наступает утомление), от организации учебного процесса (вспомним о соответствии методик: если методики обучения не соответствуют возможностям детей, утомление наступает резко, период оптимума сокращается), а также от тактики учителя, расписания и т. п.

Динамика работоспособности во время урока в начальной школе подчиняется тем же закономерностям, которые мы только что разобрали. Первые 3-5 минут - врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности, еще 5-7 минут неустойчивой работоспособности и - утомление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Сравнительный анализ развития фонематического слуха младших школьников и умений звукового анализа слова в разных системах обучения
Исследование, входящее в курсовую работу, проходило на базе МОУ «Лицей № 7», во 2А классе, в образовательной системе развивающего обучения Л. В. Занкова. В исследовании принимали участие 25 учащихся. Оно состояло из трех этапов (констатирующий, формирующий эксперимент, контрольный) и имело целью ра ...

Особенности содержания и организации образовательного процесса в колледже
Рассмотрим основные направления развития содержания среднего профессионального образования. Главное содержание деятельности специалиста среднего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандар ...

Профессиональные деформации педагогов
Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. В современной пед ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru