Работоспособность первоклассников

Статьи по педагогике » Работоспособность первоклассников

Страница 3

Соответствие стола и стула пропорциям тела школьника – основное условие, позволяющее сохранить наименее утомительную позу, которую в то же время содействовала бы воспитанию правильной осанки, предупреждало бы развитие близорукости и искривление позвоночника. Необходимо, чтобы дети сидели за столом правильно. Большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней строк на странице книги и тетради. Разное расстояние до верхних и нижних строк утомляет глаз. Наклон же крышки облегчает работу. Тетрадь должна лежать против средне линии туловища – тогда ребенку не придется отводить правую руку далеко вправо или влево, он сможет сохранять правильное положение кисти, рук, головы и всего корпуса.

Закономерности динамики умственной работоспособности

Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание; устойчивый период (период оптимальной работоспособности); переутомление (период компенсаторной перестройки); утомление.

Врабатывание - период, когда происходит постепенное повышение работоспособности. В это время она неустойчива, эффективность ее не очень высока.

Оптимум - время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат. В этот период снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем. Это самый продуктивный этап учебной работы, но не очень продолжительный.

Следующий этап - предутомление, когда еще возможна качественная работа, но это требует от организма значительного напряжения. В этот момент необходимы пауза, разгрузка, смена видов деятельности, что позволяет продлить время эффективной работы. Этот период характеризуется снижением внимания, темпа деятельности, ростом числа отвлечений, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу и даже улучшить ее качество, но очень недолго. За этим неизбежно следует утомление.

Утомление - особое функциональное состояние организма. Оно возникает и при длительной, и при интенсивной работе. Признаки утомления могут не проявляться достаточно длительное время, особенно если работа увлекательна и сам ребенок словно не чувствует утомления, однако функциональное напряжение постепенно нарастает, и в какой-то момент наблюдается резкое снижение работоспособности. Тогда ребенок отказывается от работы («Больше не могу!»).

Продолжительность фаз работоспособности зависит от возраста (чем меньше ребенок, тем быстрее наступает утомление), от состояния здоровья (у больного ребенка низкая, неустойчивая работоспособность, быстро наступает утомление), от организации учебного процесса (вспомним о соответствии методик: если методики обучения не соответствуют возможностям детей, утомление наступает резко, период оптимума сокращается), а также от тактики учителя, расписания и т. п.

Динамика работоспособности во время урока в начальной школе подчиняется тем же закономерностям, которые мы только что разобрали. Первые 3-5 минут - врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности, еще 5-7 минут неустойчивой работоспособности и - утомление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, ...

Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста
Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за с ...

Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х классов
По мнению многочисленных исследователей (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер), именно творческая или «проблемная познавательная задача» является формой передачи опыта эвристической деятельности, основным средством формирования творческого мышления. Сущность такой задачи состоит в том, что на основе некотор ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru