Работоспособность первоклассников

Статьи по педагогике » Работоспособность первоклассников

Страница 3

Соответствие стола и стула пропорциям тела школьника – основное условие, позволяющее сохранить наименее утомительную позу, которую в то же время содействовала бы воспитанию правильной осанки, предупреждало бы развитие близорукости и искривление позвоночника. Необходимо, чтобы дети сидели за столом правильно. Большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней строк на странице книги и тетради. Разное расстояние до верхних и нижних строк утомляет глаз. Наклон же крышки облегчает работу. Тетрадь должна лежать против средне линии туловища – тогда ребенку не придется отводить правую руку далеко вправо или влево, он сможет сохранять правильное положение кисти, рук, головы и всего корпуса.

Закономерности динамики умственной работоспособности

Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание; устойчивый период (период оптимальной работоспособности); переутомление (период компенсаторной перестройки); утомление.

Врабатывание - период, когда происходит постепенное повышение работоспособности. В это время она неустойчива, эффективность ее не очень высока.

Оптимум - время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат. В этот период снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем. Это самый продуктивный этап учебной работы, но не очень продолжительный.

Следующий этап - предутомление, когда еще возможна качественная работа, но это требует от организма значительного напряжения. В этот момент необходимы пауза, разгрузка, смена видов деятельности, что позволяет продлить время эффективной работы. Этот период характеризуется снижением внимания, темпа деятельности, ростом числа отвлечений, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу и даже улучшить ее качество, но очень недолго. За этим неизбежно следует утомление.

Утомление - особое функциональное состояние организма. Оно возникает и при длительной, и при интенсивной работе. Признаки утомления могут не проявляться достаточно длительное время, особенно если работа увлекательна и сам ребенок словно не чувствует утомления, однако функциональное напряжение постепенно нарастает, и в какой-то момент наблюдается резкое снижение работоспособности. Тогда ребенок отказывается от работы («Больше не могу!»).

Продолжительность фаз работоспособности зависит от возраста (чем меньше ребенок, тем быстрее наступает утомление), от состояния здоровья (у больного ребенка низкая, неустойчивая работоспособность, быстро наступает утомление), от организации учебного процесса (вспомним о соответствии методик: если методики обучения не соответствуют возможностям детей, утомление наступает резко, период оптимума сокращается), а также от тактики учителя, расписания и т. п.

Динамика работоспособности во время урока в начальной школе подчиняется тем же закономерностям, которые мы только что разобрали. Первые 3-5 минут - врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности, еще 5-7 минут неустойчивой работоспособности и - утомление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Анализ учебной, художественной и методической литературы по проблеме изучения русского кинематографа
В настоящее время существует большое количество литературы, где рассматривается тема русского кинематографа. Изложение темы русского кино встречается у составителей школьных и вузовских программ. Для начала сделаем анализ различных учебных программ по МХК и рассмотрим, что предлагают авторы по изуч ...

Анализ сочинений
Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинально ...

Развитие ребенка в раннем возрасте в контексте детской психологии и возрастной педагогики
В младенческом возрасте (от рождения до года) устанавливается тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru