Желание учителя повысить эмоциональность урока, изменить форму работы, переключить внимание детей вполне реализуется при использовании различных технических средств: телевидения, кинофильмов, диафильмов, звукозаписи. Но все хорошо, что в меру, и если на одном уроке учитель пытается использовать различные технические средства сразу или в течение целого урока «крутит» фильм, ожидаемого эффекта не будет. Во-первых, применение ТСО, создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализатор, и частое переключение для ребенка достаточно сложно, а длительное использование этих же тех. Средств сильно утомляет его. В 1-2 классах длительность просмотра диафильмов и диапозитивов составляет 7-15 мин, кинофильмов – 15-20 мин, телепередач – 15 мин.
Работоспособность зависит от:
функционального состояния организма;
внешних условий;
уровня методики преподавания уроков;
подготовленности ученика;
колебаний жизненных ритмов, как биологически обусловленных, так и благоприобретенных;
сложности усвоения содержания тех или иных учебных тем;
гигиенических условий (освещенность, температура воздуха, его свежесть, рабочая поза, соответствие стола и стула пропорциям тела);
привлекательности занятий.
Недостаточная освещенность помещения затрудняет зрительное восприятие, угнетает ребенка, отрицательно сказывается на трудоспособности. В школах условия освещенности определяются специальными нормативами. Долг родителей – позаботиться о том, чтобы отвечающие гигиеническим требованиям условия были созданы и дома.
Стол надо правильно расположить по отношению к окну. Свет должен падать слева. Окно не следует занавешивать сплошными занавесями, на подоконник ставить высокие цветы – и то, и другое задерживает свет, резко снижает освещенность рабочего места. Осенью и зимой во вторую половину дня приходится включать электрический свет. Необходима настольная лампа. Свет ее также должен падать слева. Мощность лампочки – 50 Вт, причем она должна быть так прикрыта абажуром, чтобы глаза ребенка не видели светящейся нити. Абажур также должен создавать равномерную освещенность.
Работоспособность зависит: и от температуры воздуха в помещении, а также от того свежий ли он.
Наилучшие условия для умственной деятельности: температура воздуха – 15-20оС в хорошо проветриваемом помещении, при относительной влажности в пределах 40-60 %. Как слишком высокая, так и слишком низкая температура влечет за собой быстрое падение работоспособности. Свежий воздух очень важен для здоровья ребенка. Весьма благотворно для здоровья детей, если свежий воздух поступает в комнату непрерывно, через приоткрытую форточку. Это содействует и закаливанию ребенка, выработке у него способности быстро приспосабливаться к смене температур.
Сохранение рабочей позы уже само по себе является работой: для маленького мальчика эта работа нелегка, и мы должны стремиться всячески, облегчить ее. Рабочая поза по-разному влияет на разные функции организма. Если ребенок выполняет работу сидя, то зрение утомляется меньше, но она утомительна для мышц туловища. Но она может быть более или менее утомительной. Если ребенок резко согнут за партой, то статическая нагрузка, которую он испытывает, слишком уж велика, слишком большие энергетические затраты она за собой влечет, требуя усиленной работы сердца, изменяя характер дыхания. Менее всего утомительна переменная поза – от прямой до слегка наклонной.
Информация о ообразовании:
Основные требования к отбору задач для занятий элективного курса
Элективный курс по математике представляет собой одну тему, рассмотренную глубоко (например, элективный курс может называться «Комбинаторные задачи», а может состоять из нескольких тем, связанных друг с другом). Основной курс математики служит источником тем для углублённого изучения на элективном ...
Основные направления работы по формированию произносительной стороны речи,
методики работы, существующие в настоящее время
Логопедия, один из разделов специальной педагогики, которая помогает в случаях патологии, не только воспитывать правильные речевые навыки, но и перевоспитывать возникшие и неправильно закрепившиеся. Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможн ...
Общие принципы разработки и реализации игровых программ оздоровительно-коррекционной
направленности
При включении игровых технологий в контекст оздоровительной работы в начальной школе, представляется возможным сформулировать ряд общих принципов, которыми необходимо руководствоваться взрослым: - строгая индивидуализация двигательной активности детей при планировании игровых оздоровительно – корре ...