Медицина и педагогика на пути интеграции

Статьи по педагогике » Медицина и педагогика на пути интеграции

Страница 2

Наметившиеся тенденции позволяют по-новому посмотреть на научные труды как зарубежных, так и отечественных ученых, с позиций проблем комплексного воспитании человека. Отдавая должное вкладу многих зарубежных деятелей в интеграцию медицинского и педагогического образования (А. Адлер, Ф. Гальтоп, Ф. Дистервег, У. Джемс, И.Г. Песталоццм, К. Роджерс, Г.С. Холл, Э. Фромм и др.), особую роль современные исследователи отводят Дж. Локку и М. Монтессори. Медицинское образование и знание педагогики позволили Локку комплексно решать проблемы ухода за детьми и их воспитания . Его идеи получили развитие в педагогической системе Монтессори, созданной посредством интеграции медицинских и педагогических научных знаний о человеке. Теоретическое наследие Монтессори постоянно приковывает внимание медицинской и педагогической общественности. В целостную систему ее педагогической антропологии положена биологическая предпосылка: любая жизнь есть проявление свободной активности, так как ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самореализации. Феномен Марии Монтессори заключается в ее безграничной вере как врача и педагога в природу ребенка и в стремлении исключить какое-либо авторитарное давление па формирующегося человека. В России вопрос об интеграции медицинского и педагогического образования аргументировано подняли Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт и др.

Н.И. Пирогов как ученый, обладавший медицинским и педагогическим знанием, был активным сторонником профилактического направления медицины и народного просвещения. Ему принадлежат знаменитые слова: "Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной". Ученый оказался прав: в современных социально-экономических условиях медико-педагогический подход, включающий превентивную деятельность, к комплексному воспитанию и развитию личности является актуальным и в здравоохранении, и в образовании. Идею о необходимости медико-педагогического образования с целью "охранения народного здравия" Пирогов высказал в 1870 г. в отзыве "О трудах постоянной медицинской комиссии" Полтавского губернского земства, где утверждал, что "одно пользование больных бесцельно без выполнения гигиенических условий . Земской медицине придется бороться с невежеством народных масс и видоизменить целые мировоззрения .". В связи с этим он рекомендовал медицинскому сообществу установить тесный союз со школой и "соединить образование фельдшеров с образованием учителей".

Выступления Н.И. Пирогова по вопросам воспитания и образования имели большой общественный резонанс. С 1856 г. начинается активная деятельность ученого в сфере народного просвещения — во многом это была рутинная борьба с невежеством и застоем в науке и образовании. В работе "Вопросы жизни" Пирогов подчеркивал жизненную важность образования и науки и утверждал, что в интересах личности и общества необходимо полностью обновить систему воспитания. Он фактически предвидел тот процесс, который в наши дни называется гуманитаризацией естественнонаучного и технического образования.

К.Д. Ушинский неоднократно проводил аналогии между педагогикой и медициной в деятельности умелого врача и опытного педагога: "Леча больного, доктор помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться". Он был уверен в том, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

Говоря о процессе интеграции медицинского и педагогического образования, нельзя не отметить вклад ученых прошлого в диагностику — изучение состояний, свойств и резервов человека, позволяющее индивидуально работать с ним в целях его воспитания, обучения, профилактики и лечения. Взаимодополнение клинической диагностики и психодиагностики, специального профессионального знания и общего знания о человеке есть необходимое условие медицинской и педагогической практики. Одним из тех, кто умело совмещал в своей деятельности медицину, физиологию, психологию, педагогику, поражая, по словам И.П. Павлова, способностью "разгадывать болезни и находить против них лучшие средства", был С.П. Боткин.

Влияние русской классической философии сказалось на восприятии Боткиным взаимоотношений организма и внешней среды, целостности организма и его изменчивости, происхождения психической деятельности человека. Человеческий организм он рассматривал во взаимосвязи с внешней средой, а болезнь или здоровье — как результат воздействия этой среды па организм. Главней; шей задачей практической меди дины и педагогики Боткин считал предупреждение болезни, а не ее лечение, стремился развивать у коллег научно-философское мышление и призывал к критической оценке господствующих доктрин и, следовательно, своей профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Условия планирования обучающих программ по НХТ
О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике. Психолого-педагогический смысл фено ...

Функции, принципы и модели дополнительного образования. Условия интеграции основного и дополнительного образования
Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые ...

Физическая культура как часть общей культуры общества
На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности. Сфера физической культуры выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрас ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru