Медицина и педагогика на пути интеграции

Статьи по педагогике » Медицина и педагогика на пути интеграции

Страница 4

Его утверждение, что в школах детские "психические эпидемии" случаются сплошь и рядом, остается актуальным и поныне, чему немало способствуют современные информационные технологии, включая телевизионную рекламу, интенсивно вовлекающие аудиовизуальную сферу ребенка в получение не всегда позитивной информации, нередко искажающей ментальные особенности нации и не способствующей нравственному и психологическому здоровью молодого поколения. Об этом свидетельствуют медико-педагогические исследования современных ученых, использующих научные труды В.П. Кащенко. Этот выдающийся русский ученый считал, что лечебно-педагогическое воздействие на детей, особенно с недостатками характера, возможно тогда, когда, с одной стороны, медицина тесно переплетается с педагогикой, а с другой — когда психонервные отклонения у детей устраняются при помощи педагогических методов и приемов. Он был уверен, что "успех возможен только при взаимном глубоком проникновении одной области в другую, при дружном содействии врача и педагога". Одно лечение, так же как и одно воспитание, по его мнению, малорезультатно без взаимного проникновения деятельности педагога и врача, имеющих специальную подготовку: врач — в педагогических дисциплинах и лечебной педагогике, педагог — в психоневрологии детского возраста и лечебной педагогике. Под последней ученый понимал интеграцию медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью исправление характера и личности ребенка. Кащенко, напутствуя своих учеников, особо подчеркивал их "призвание сочетать в себе педагогов и врачей", отмечал, что в хорошо организованных медико-педагогических учреждениях синтез медицины и педагогики позволяет изучать ребенка во всей полноте его особенностей и черт.

А.Б. Залкинд, критикуя большинство современных ему педагогических и психологических теорий, которые легли в основу биологизаторского направления педологии, указывал на недопустимость "биологического статизма" в рассмотрении развития ребенка и называл это зоологическим подходом к детству — сведением процессов развития растущего человека только к созреванию организма и анализу становления личности в терминах элементарных поведенческих реакций. Он считал, что среда является решающим фактором формирования личности, и это положение легло в основу социогенетического направления в педагогике и педологии.

Существование пограничных областей между здоровыми, нервными и психически больными детьми — объект исследований В.Н. Мясищева, который в 1960 г. утверждал, что таковыми являются как медицинские данные о состоянии здоровья детей (неврозы, депрессии и т.д.), так и социальное неблагополучие в семьях, в учебных заведениях, решающих вопросы обучения и воспитания детей и подростков. Данный вопрос не теряет актуальности и сегодня, что подтверждается насущной необходимостью объединения усилий педагогов и врачей в сфере проектирования, организации и реализации здоровьесбережения в образовательном учреждении.

Особый научный интерес представляет работа Б.Г. Ананьева "Человек как предмет познания". Для решения проблем воспитания и обучения человека Ананьев — современный крупный теоретик и экспериментатор — предлагает комплексный подход: особую методологическую стратегию, ориентированную на многоуровневое междисциплинарное познание сложных разнокачественных объектов и их множественной причинной обусловленности, результатом которого оказывается целостное представление об объекте. Используя знания разных наук о человеке, ученый рассматривает содержание понятия "субъект", связывает его с деятельностью, ее предметом, технологическим процессом, а в структуре субъекта показывает свойства индивида и личности, определяющие готовность и способность к выполнению деятельности и достижению в ней определенного уровня продуктивности. Рассмотренный материал о многообразии подходов к изучению человека, вопросы взаимодействия педагогических, медицинских и технических наук характеризуются своеобразием оценки аспектов человекознания как специфического явления современности, связанного с научным познанием и его приложением к различным областям общественной практики.

В соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития России требуется профессиональная подготовка специалиста, имеющего интегрированное образование, что сегодня активно обсуждается в медицинских и педагогических изданиях. По нашему мнению, в России имеется экономически выгодная правовая возможность подготовки такого специалиста в системе профессионально-педагогического образования: получение психолого-педагогических знаний на базе профессионального медицинского образования не противоречит требованиям статьи 54 ФЗ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" и действующему законодательству в сфере образования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Творческое мышление как результат эвристического обучения
Эвристический и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хар ...

Характеристика познавательных психических процессов человека
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием ("перцепция"). К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Восприятие зависит от прошлого опыта ...

Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию
Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе м ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru