Медицина и педагогика на пути интеграции

Статьи по педагогике » Медицина и педагогика на пути интеграции

Страница 1

Сегодня в России в условиях демографического кризиса и интенсивного снижения уровня здоровья населения создание комплексного теоретического и практического человекознания становится одним из главнейших стимулов научного развития. Выдвижение проблемы человека в качестве общенаучной коренным образом изменяет взаимосвязи между различными областями знаний. Так, интеграция медицины и педагогики определяется прежде всего прогрессом в философской, психологической, исторической и других научных сферах. Проблемы соотношения социального и биологического в человеке, воспитания и обучения как здорового ребенка, так и страдающего от хронического заболевания, развития его как личности и т.п. — целесообразно решать комплексно, в соответствии с достижениями в области человекознания.

В настоящее время наблюдаются существенные изменения в структуре здравоохранения, характеризующиеся сближением мер корректировки образа жизни нуждающегося в этом человека с методами воспитания его в широком смысле этого слова. В свою очередь, работники системы образования решение вопросов нравственного, эстетического, физического воспитания увязывают с разработкой здоровьесберегающих технологий.

В современный период медики и педагоги испытывают потребность в теории человекознания, сближающей и интегрирующей все средства и методы изучения человека, медицинское и педагогическое руководство его развитием. Так, особое значение приобретает проблема изучения человека как субъекта воспитания в условиях социального стресса и экономических преобразований. В целом, в исследованиях общей соматической организации человека и законов его нормальной жизнедеятельности определяющую роль играют биомедицинские, санитарно-гигиенические и, наряду с ними, психолого-педагогические аспекты, отражающие огромный диапазон ресурсов человеческого организма. Таким образом, педагогика и медицина, опираясь на лучший опыт превентивной деятельности педагогов и врачей в обществе, в частности, обучения здоровому образу жизни его членов, объективно объединяются с целью решения определенных жизненно важных задач в интересах индивида, отдельной группы или социума.

Существующее множественное соприкосновение медицинских и педагогических наработок в вопросах воспитания человека находит отражение в медицинской психологии, физиологии, генетике, гигиене и т.д., с одной стороны, в общей и профессиональной педагогике, педологии, возрастной психофизиологии и т.д. — с другой. Воспитание и обучение в итоге неразрывно связаны с гигиеной и профилактикой, здоровьесбережением, здравотворчеством, а педагогические задачи — с основной целью медицины, заключающейся в поддержании жизнестойкости, жизнеспособности, продуктивной жизнедеятельности нуждающегося в этом человека.

В XVII—XVIII вв. в естествознании человек рассматривался как продукт биологической эволюции, вид homo sapiens, с присущими ему наследственностью и определенным диапазоном изменчивости. На этом основании в педагогике в то время и был выдвинут принцип природосообразности (Дж. Локк, Ф.А. Дистервег и др.), т.е. соответствия естественному ходу развития человеческой природы. Знание воспитателем психологии и физиологии, по мнению большинства представителей научной общественности, должно было обеспечивать в процессе воспитания гармоничное развитие детей в разные возрастные периоды, начиная с младенческих лет.

С середины XIX в. в условиях наметившейся интеграции естественнонаучных и гуманитарных исследований актуализировалась проблема «Комплексного воспитания человека с учетом единства законов развития природы и общества» (Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.). В 50—80-е гг. XIX в. в научных трудах В. Вундта, С.П. Боткина, У. Джемса, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, И.А. Сикорского и др. по анатомии и физиологии, психологии и педагогике, гигиене и общей теории развития организма человек выступает как целостный организм и общественный индивид одновременно. Таким образом, начальный этап интеграции медицинского образования с педагогическим характеризуется стремлением выдающихся ученых к целостному научному знанию о человеке.

Проблема человека как предмета воспитания в результате стремительного развития психологии, физиологии и других поначалу сугубо медицинских наук потребовала изыскания возможности их педагогического приложения. Стало очевидным, что уже ближайшее будущее педагогики будет связано с расширяющимся включением в ее сферу этих приложений, особенно относящихся к использованию ресурсов человека в целях воспитания. Вскоре на орбиту формирующегося человекознания вышли антропология, демография, этнография, социология. Сложный синтез наук позволяет приступить к разработке принципов моделирования умственной деятельности и, как следствие, процесса обучения. В конце XIX — начале XX в. теоретическое осмысление данных о скачкообразном характере детского развития и своеобразии психофизической организации ребенка, качественном, а не только количественном отличии его от взрослого, тесной зависимости психического и физического обусловило стремление ученых создать целостное представление о различиях возрастных стадий. Исследовательский бум переживают педагогическая психология, экспериментальная педагогика, гигиена воспитания и т.д., приобретают широкую известность такие отечественные ученые, как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Б. Залкиид, В.П. Кащенко, П.С. Моложавый, а также зарубежные — Дж. Болдуин, К. Гросс, Дж.М. Кэттел, Э. Мейман, С. Холл. В 20—80-е гг. XX в. на основе данных физиологии и других дисциплин медицины развиваются педагогическая антропология и педагогическая психология. На данном этапе сочетание клинической диагностики с психолого-педагогической рассматривается как необходимое условие медицинской и педагогической практики. Однако в реальности эта задача по-прежнему остается трудновыполнимой. Но педагогический опыт, бесспорно, является одним из источников социального и психологического знания. В трудах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Э.М. Моитессори, Л.С. Выготский, Э. Берн, Р.А. Лурия, Д.Б. Элышнин, К. Хорни и др., пристальное внимание уделяется особенностям формирования личности в процессе воспитания и обучения. Согласно их теоретическим позициям, эффективность этого процесса зависит от степени интеграции диагностических медицинских и психолого-педагогических знаний в антрополого-психологической подготовке педагога. Наконец, с 90-х гг. XX в. и по настоящее время сравнительно полнее изучается и обобщается практический опыт воспитания человека, основанного на гуманистических принципах. На различных научных сессиях вопросы здоровья и образования детей рассматриваются в неразрывной связи с проблемой устойчивого развития российского общества и государства. С точки зрения академического сообщества, наиболее актуальными становятся задачи воспитания и образования человека в течение всей его жизни, разработки комплексной стратегии сохранения здоровья нации, законодательного закрепления мер федерального и регионального уровня в области семейной политики. Необходим комплексный подход к формированию среды жизнедеятельности подрастающего поколения, что позволило бы осуществить совместное определение основных научно-практических направлений, обеспечивающих укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей, а в дальнейшем — приступить к подготовке специалистов на основе междисциплинарной интеграции медицинского и педагогического образования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Роль изучения научной литературы в процессе педагогического исследования
педагогический научный подготовительный Каждое исследование начинается с изучения научной литературы, что позволяет ознакомиться с обширной информацией по проблеме. Изучая литературные источники можно определить состояние проблемы исследования на данный момент, выявить, что уже сделано исследовател ...

Общественный запрос на профилизацию школы
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных пр ...

Описание психодиагностического эксперимента
Первый этап исследование стиля межличностных отношений проводилось в 2007 году студенткой кафедры «Психология» ИАТЭ. Данную группу обследовали три раза: Номер обследования Дата обследования 1. 2. 3. Сентябрь 2007 Май 2008 Октябрь 2008 Второй этап исследования проводился 21октября 2008 года. В обсле ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru