Медицина и педагогика на пути интеграции

Статьи по педагогике » Медицина и педагогика на пути интеграции

Страница 3

В трудах П.Ф. Лесгафта, касаются они анатомии или физиологии, психологии или педагогики, гигиены или общей теории развития организма, — человек всегда рассматривается как целостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соответствующих им аспектов воспитания.

Ретроспективный анализ процесса интеграции медицинского и педагогического образования невозможен без обращения к трудам И.А. Сикорского. Он считал, что собранные воедино данные разных наук о человеке требуют создания целостного представления о ходе развития ребенка и функционировании человеческой психики в зависимости от нервной системы, научного обоснования необходимости умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Сикорскому принадлежит первая отечественная экспериментальная работа "О явлениях умственного утомления детей школьного возраста". Наличие медицинского образования и знание педагогики и психологии позволили ему четко определить значение исследования проблем детского развития для различных областей научного познания и практической работы в области воспитания и обучения. Ом дал конкретное научное обоснование мысли К.Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки. Он неоднократно подчеркивал, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное, всестороннее изучение ребенка. На обширном исследовательском материале Сикорский показал, что многие недостатки в характере человека, в развитии способностей своими истоками уходят в первые месяцы и годы жизни ребенка, являются результатом неправильного воспитания и могут быть преодолены и скорректированы в процессе "целесообразного врачебно-педагогического воздействия". Будучи блестящим педагогом и развивая оптимистический взгляд на возможности воспитания, он настаивал на зависимости этого процесса от множества факторов и, в особенности, от личности самого педагога. В связи с этим Сикорский указывал на необходимость не только профессиональной педагогической, но и нравственной, этической подготовки воспитателя.

Конечную цель воспитания человека Сикорский как врач и педагог видел в гармоничном развитии личности, подразумевая под этим развитие различных сторон психической жизни — ума, чувства, воли; сочетание различных сторон воспитательного воздействия — умственного, нравственного, эстетического; развитие духа и тела — психическое и физическое воспитание. В качестве основного фактора воспитания он рассматривал интеграцию школы, семьи и психологической медицины .

В контексте данной проблематики большой интерес представляют научные взгляды В.М. Бехтерева. Отличительная черта научной концепции Бехтерева — ее антропологическая ориентация. Отправным моментом и основной задачей его научных поисков выступал человек как целостное онтологическое бытие, биосоциальное образование в единстве всех его сторон, во взаимодействии с миром: природой, космосом и социумом. Впервые в отечественной науке глубоко и полно было обосновано представление о человеке как биосоциальном существе. Бехтерев сумел подойти к исследуемому объекту "больной и здоровый человек" аналитически и в то же время комплексно, синтетически охватив разные стороны и уровни его состояния. Будучи специалистом в области анатомии, гистологии, морфологии и физиологии мозга, психо- и невропатологии, психологии и педагогики, Бехтерев впервые ввел понятие медицинская педагогика.

Анализ научного наследия Бехтерева показывает, что основной его целью было создание единого целостного учения, изучающего все стороны личности, ее взаимодействия с миром на основе неких общих универсальных законов, объединяющих и объясняющих все многообразие исследуемых разноуровневых явлений. Основу психического здоровья и развития личности Бехтерев видел как в природе организма, т.е. его генетической обусловленности и соматических особенностях, так и в природной и социальной среде обитания человека. Особенно интересным представляется здесь утверждение о важности активной общественной позиции личности в ее развитии: где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности" .

Согласно предложенной им программе, общество нуждается в системе гигиенических, медико-биологических, социальных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее изучение детского организма и создание условий для эффективной организации воспитательного воздействия на ребенка и развитие его личности. Бехтерев одним из первых ученых обратил особое внимание на воспитательные возможности внушения, базирующиеся на высокой впечатлительности и восприимчивости ребенка при отсутствии у него опыта, сложившегося мировоззрения, при слабой критичности. Он подчеркивал интегрирующую роль внушения как способа объединения людей в социуме, усиления их чувств, стремлений и активизации, что необходимо для успешного решения проблем воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Особенности социальной среды современного села
Сельская среда представляет собой особый мир. Для села характерны однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникац ...

Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования
Вследствие проведенного нами констатирующего эксперимента, мы выявили, что не у всех дошкольников исследуемой нами группы в достаточной мере сформирован необходимый уровень умения рассказывать, а также имеются показатели не сформированности многих разделов развития речи, а потому, исследуемая групп ...

Эмоциональное развитие детей в игре
Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. На существовании особого, эмоцио ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru