В трудах П.Ф. Лесгафта, касаются они анатомии или физиологии, психологии или педагогики, гигиены или общей теории развития организма, — человек всегда рассматривается как целостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соответствующих им аспектов воспитания.
Ретроспективный анализ процесса интеграции медицинского и педагогического образования невозможен без обращения к трудам И.А. Сикорского. Он считал, что собранные воедино данные разных наук о человеке требуют создания целостного представления о ходе развития ребенка и функционировании человеческой психики в зависимости от нервной системы, научного обоснования необходимости умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Сикорскому принадлежит первая отечественная экспериментальная работа "О явлениях умственного утомления детей школьного возраста". Наличие медицинского образования и знание педагогики и психологии позволили ему четко определить значение исследования проблем детского развития для различных областей научного познания и практической работы в области воспитания и обучения. Ом дал конкретное научное обоснование мысли К.Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки. Он неоднократно подчеркивал, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное, всестороннее изучение ребенка. На обширном исследовательском материале Сикорский показал, что многие недостатки в характере человека, в развитии способностей своими истоками уходят в первые месяцы и годы жизни ребенка, являются результатом неправильного воспитания и могут быть преодолены и скорректированы в процессе "целесообразного врачебно-педагогического воздействия". Будучи блестящим педагогом и развивая оптимистический взгляд на возможности воспитания, он настаивал на зависимости этого процесса от множества факторов и, в особенности, от личности самого педагога. В связи с этим Сикорский указывал на необходимость не только профессиональной педагогической, но и нравственной, этической подготовки воспитателя.
Конечную цель воспитания человека Сикорский как врач и педагог видел в гармоничном развитии личности, подразумевая под этим развитие различных сторон психической жизни — ума, чувства, воли; сочетание различных сторон воспитательного воздействия — умственного, нравственного, эстетического; развитие духа и тела — психическое и физическое воспитание. В качестве основного фактора воспитания он рассматривал интеграцию школы, семьи и психологической медицины .
В контексте данной проблематики большой интерес представляют научные взгляды В.М. Бехтерева. Отличительная черта научной концепции Бехтерева — ее антропологическая ориентация. Отправным моментом и основной задачей его научных поисков выступал человек как целостное онтологическое бытие, биосоциальное образование в единстве всех его сторон, во взаимодействии с миром: природой, космосом и социумом. Впервые в отечественной науке глубоко и полно было обосновано представление о человеке как биосоциальном существе. Бехтерев сумел подойти к исследуемому объекту "больной и здоровый человек" аналитически и в то же время комплексно, синтетически охватив разные стороны и уровни его состояния. Будучи специалистом в области анатомии, гистологии, морфологии и физиологии мозга, психо- и невропатологии, психологии и педагогики, Бехтерев впервые ввел понятие медицинская педагогика.
Анализ научного наследия Бехтерева показывает, что основной его целью было создание единого целостного учения, изучающего все стороны личности, ее взаимодействия с миром на основе неких общих универсальных законов, объединяющих и объясняющих все многообразие исследуемых разноуровневых явлений. Основу психического здоровья и развития личности Бехтерев видел как в природе организма, т.е. его генетической обусловленности и соматических особенностях, так и в природной и социальной среде обитания человека. Особенно интересным представляется здесь утверждение о важности активной общественной позиции личности в ее развитии: где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности" .
Согласно предложенной им программе, общество нуждается в системе гигиенических, медико-биологических, социальных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее изучение детского организма и создание условий для эффективной организации воспитательного воздействия на ребенка и развитие его личности. Бехтерев одним из первых ученых обратил особое внимание на воспитательные возможности внушения, базирующиеся на высокой впечатлительности и восприимчивости ребенка при отсутствии у него опыта, сложившегося мировоззрения, при слабой критичности. Он подчеркивал интегрирующую роль внушения как способа объединения людей в социуме, усиления их чувств, стремлений и активизации, что необходимо для успешного решения проблем воспитания.
Информация о ообразовании:
Психометрия
Псих-ку часто наз. психометрией. Психометрия - область психодиаг-ки, связ-ая с теориейи практикой измерений в пис-ии. Это понятие было введено нем. исслед-м Х. Вольфом. Разделяют общую психометрию и дифференциальную.1.К общей психометрии относят измерения общепсих-го хар-ра, т.е. функцион-ой зависи ...
Упражнения, обучающие беспереводному
пониманию читаемого синтетически
Устные упражнения (речевые), подготавливающие беспереводное понимание читаемого. 1. Перед чтением длинного текста учащиеся прослушивают несколько коротких рассказов. Эти рассказы по сюжету не совпадают с текстом для чтения, но они содержат тот же материал. Вот, например, один из таких рассказов, ко ...
Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного
предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци
В XVIII — первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассм ...