Главная идея комплекта: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.
Учебный комплект построен на современных достижениях педагогической теории и практики, относящихся, прежде всего к области гуманной педагогики, и на исключительно ценных и значимых традициях отечественной школы. Именно такой базис обеспечивает новое видение школы в целом и каждого учебного предмета в отдельности.
При этом учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.
Все учебники, входящие в комплект "Школа России", ориентированы на личностно-развивающее образование младших школьников. Изменились цели начального образования, и на первый план теперь поставлено воспитание личности, что чётко обозначено в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Однако новый подход имеет глубокие корни в российской традиции, которая всегда признавала приоритет воспитания в образовательном процессе.
Учебники комплекта ориентированы, прежде всего, на развитие у детей качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому. Обучение строится на основе постоянной поддержки творческого начала у ученика, поэтому при организации работы по новому комплекту предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат. Это позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности, а также дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Выше уже подчеркивалось, что учебно-методический комплект "Школа России" разрабатывается в России и для России. Принципиально важным тогда становится ориентация на воспитание школьников как граждан России. Разработка и принятие на государственном уровне Программы развития воспитания в системе образования, Государственной программы патриотического воспитания граждан России свидетельствуют о решимости исправить ситуацию, сложившуюся на данный момент в школе с такими понятиями, как гражданственность и патриотизм. Поэтому программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников.
Различные аспекты родиноведческих и краеведческих знаний составляют значительную часть содержания учебников. Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы развивать у ребёнка интерес к познанию, постижению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного величия. Также необходимо закладывать в младшем школьном возрасте основы экономических знаний и правовой культуры. Средствами разных учебных предметов воспитывается в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации, чтобы уже в этом возрасте ребёнок мог почувствовать себя маленьким гражданином великой страны.
Информация о ообразовании:
Методика преподавания технологии. Межличностные взаимоотношения
Гуманизация современной школы требует пересмотра подходов к выбору средств и методов межличностных взаимоотношений, переоценки традиционных дидактических приемов учитель должен выработать у себя стойкие принципы для создания гуманных отношений между педагогом и учениками. Вот некоторые из них. Л. Я ...
Пластическое интонирование
Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом в системе К.С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актёра. Первая ступень восприятия музыкального образа ребёнком связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Дети не путем вербализации, а через акт ...
Психологические предпосылки формирования познавательного интереса
Интерес выступает перед нами как: избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активн ...